Что в имени твоем…

tp-situ-chto
image_pdfimage_print

Для открытия пути по приему Бывшей югославской республики Македония в Евросоюз и особенно НАТО новое правительство этой страны и соседней Греции попытались быстро решить 27-летний спор, который был главным препятствием для осуществления этого плана. Премьер-министры двух стран, после тянувшихся год переговоров, проходивших под неусыпным оком посольств США в Скопье и Афинах, согласовали новое название для этой бедной балканской республики: Северная Македония.

Именно название было причиной затянувшейся распри. Греция считает термин «Македония» и всё, что с ним связано, включая историю и Александра Македонского, принадлежащим только греческой нации. В стремлении северного соседа присвоить себе это наименование Афины и большинство греков видели чуть ли не скрытое стремление к территориальной экспансии. По этой причине почти три десятилетия Греция блокировала любые попытки своих западных партнеров и покровителей включить 2-миллионную республику, возникшую на обломках Югославии, в любые блоки и союзы.

Недавняя победа на парламентских выборах прозападных сил в Македонии и полная финансовая зависимость Афин от внешних кредиторов создали условия для того, чтобы форсировать решение проблемы наименования.

Оставим в стороне юную историю македонской государственности: эта территория никогда не была самостоятельной и даже на протяжении ХХ века не раз переходила из рук в руки. Македонией ее назвали в 1944 году в составе Югославии, а язык, на котором говорит славянское большинство тамошнего населения, считается диалектом болгарского.

После обретения независимости в Скопье увидели в претензиях на македонские корни возможность строительства национальной идентичности, необходимость которой диктовалась, в том числе, и агрессивным национализмом албанского меньшинства, составляющего четверть населения.

Эти настроения в стране не исчезли. Ее президент Георге Иванов отказался подписывать документы о переименовании, в чем был поддержан значительной частью жителей.

В самой Греции согласие на то, чтобы эта страна называлась хоть Северной, но все же Македонией, тоже было встречено в штыки. Прокатились антиправительственные манифестации, а главная оппозиционная партия Новая демократия, которая сейчас лидирует по популярности в стране, заняла в этом вопросе жесткую антиправительственную позицию.

Опять получается тупик. Сторонники прозападной ориентации Македонии предпринимают решительные действия, чтобы поскорее провернуть историю с переименованием и начать процесс вступления в Евросоюз (когда-нибудь) и НАТО (поскорее).

Их покровители из Брюсселя и Вашингтона торопятся, поскольку считают необходимым поскорее интегрировать все балканские страны, которые остаются пока за бортом этих двух организаций. В противном случае они опасаются, что там будет возрастать влияние их соперников – России, Китая, Турции и других ближневосточных стран. Если оставаться в рамках конфронтационной логики, то такой подход можно понять.

Таким образом, борьба за название этой отсталой, маленькой, нищей республики только начинается.

Андрей СЕМИРЕНКО

№6(131), 2018