«Брекзит»: горцы гнут свою линию


Сумеет ли Шотландия задержаться в Евросоюзе

Неуклонно приближающейся осенью, повторно предупредила южных соседей лидер Шотландской национальной партии (ШНП) Никола Стерджен, сторонники разрыва с Англии в пользу сохранения членства в Евросоюзе снова озаботятся проведением референдума, способного привести к образованию нового суверенного государства.

Как раз исполнится четыре года после провального для них плебисцита, состоявшегося 18 сентября 2014 года. Тогда горские «самостийщики» не сумели убедить большинство тартаноносных сограждан в целесообразности разорвать на клочки законодательный акт, вернее акты, принятые в течение 1706 и 1707 годов (Acts of Union), закрепившие унию двух частей Соединенного Королевства (см. «Шотландия не подала на развод с Англией», №9(91), 2014).

Ныне, однако, шансы получить численное превосходство над юнионистами (поборниками унии) намного выше. Сказывается фактор «Брекзит» – возрастающая энтропия при оценках выгод и потерь для тех, кто выйдет из проекта «Единая Европа». Если в Англии с небольшим перевесом голосов на референдуме в июне 2016 года верх одержали поборники «незалежности», то есть выхода из союза, то в Шотландии и Северной Ирландии, напротив, основная масса высказала предпочтение остаться в ЕС.

Как следствие, правящие под Андреевским флагом националисты из ШНП поклялись не допустить ситуации, когда горное экс-королевство без спроса выведут за руки за пределы единого экономического и таможенного пространства Евросоюза (см. «Шотландия: горцы ищут лазейку, чтобы остаться в ЕС», №2(118), 2017).

Почему же объявлена тактическая пауза до осени? Как разъясняет госпожа Стерджен (фамилия дамы переводится как «Осётр»), в ШНП терпеливо ждут, когда «появится некоторая определённость относительно результата «Брекзита» и будущих отношений Соединенного Королевства с Евросоюзом».

Пока что на внутрипартийных посиделках запланировано обсуждение аналитической записки, составленной бывшим депутатом парламента от ШНП Эндрю Уилсоном, о преимуществах развода с англичанами и сбережения привилегированных отношений с континентальными европейцами. Похоже, что вне зависимости от чисто бухгалтерских подсчётов и прогнозов, не озадачиваясь балансом плюсов и минусов от развода с Англией, стратеги ШНП для себя всё решили. Недаром мисс Стерджен на бравурной ноте обещает, что обсуждение ими будущего Шотландии будет основано на «амбициях и надежде» (“ambition and hope”).

Впрочем, уверено предсказывать, что идея референдума легко и непринуждённо будет принята и проштампована Холирудхаусом (шотландский парламент заседает в здании, называемом Holyrood House), не приходится. На внеочередных выборах в прошлом году ШНП потеряла 21 депутатское кресло из тех 56, что были завоёваны в 2015 году. И мгновенно риторика по поводу исхода была приглушена.

Но к концу года тема референдума снова заняла первые строчки в повестке дня правящей партии. Чему поспособствовали слухи, не беспочвенные, что по настоянию Дублина на переговорах ЕС-Британия может быть согласовано сохранение «прозрачной» таможенной границы с Ольстером (см. «Почему Ирландия страшится «Брекзита», №2(118), 2017).

В начале декабря Никола Стерджен раскрыла линию партии в своём аккаунте в Твиттере: «Если одна из частей Соединенного Королевства сохранит регуляционную сцепку с ЕС и, по сути, останется внутри единого рынка (что является правильным решением для Северной Ирландии), то нет никакой разумной причины, почему эта договорённость не может быть распространена и на других».

Стоит подверстать к твиту госпожи Стерджен схожее по смыслу заявление Каруина Джонса, лидера Валлийской лейбористской партии и первого министра Уэльса. «Мы не можем позволить, чтобы одним частям Соединённого Королевства предоставлялись особые привилегии… Если какой-либо из них будет гарантировано сохранение участия в едином рынке и таможенном союзе, то мы ожидаем, что нам сделают аналогичное предложение».

Предостережение о возможности повторного референдума о независимости Шотландии не могло не напугать юнионистов. Лидер шотландского крыла Консервативной партии Рут Дэвидсон в своей статье в «Файнэншл таймс» с одной стороны, успокоила единомышленников – мол, едва ли инициатива ШНП будет встречена в широких народных массах «с энтузиазмом», а с другой – призвала не поддаваться «самоуспокоенности» и «безразличию». Приходящие с севера новости показывают, бьёт в набат местный лидер тори, что судьба союза (Англии и Шотландии) – «остаётся под угрозой».

В сгущающемся тумане неопределённости вокруг плохо просчитываемых возможных последствий «Брекзита» усматривается один из мотивов того, почему оказавшемуся на положении осаждённой крепости кабинету Терезы Мэй нужно было спешно и громко протянуть «копчёную селёдку». А именно – переключить внимание общественности на любую скандальную историю. В этом ряду и псевдо-отравление двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии (см. «Дело Скрипаля»: заговор загустевает» , №4(129), 2018), и гламурная амур-тужурная пиар-история со свадьбой принца Гарри с разведённой актрисой из США, наполовину афроамериканкой, которая на три года старше своего суженого…

Владимир МИХЕЕВ