Главная > Дневник событий > Политика > Э.Макрон агитирует за Единую Европу

Э.Макрон агитирует за Единую Европу

ds-polit-Macron
image_pdfimage_print

Французский президент Эмманюэль Макрон в середине апреля выступил перед Европейским Парламентом.

На что он рассчитывал – сказать трудно. Но можно определённо отметить, что фурора, который произвела его речь, произнесённая полгода назад перед студентами одного из факультетов Сорбонны, явно не получилось. Хотя тема, вроде бы была все та же – видение будущего Европы. Но ждали этого выступления с некоторым напряжением, а вдруг опять последуют некие «прорывные предложения»? Но как-то не сложилось…

А замысел был хороший: реформы Союза отчётливо топчутся на месте, пора, наконец, сдвинуть дело с мёртвой точки. Одному это делать несподручно, значит надо завоёвывать себе союзников.

Макроновские планы полугодичной давности в Германии были восприняты с видимым воодушевлением. Но вся беда в том, что тогда в этой стране было время слов, то есть мучительных попыток формирования правящей коалиции. А теперь правительство, хорошее оно или плохое, уже есть и отвечать ему надо за поступки, а не за красноречивые заверения. Так вот когда дошло до дела, из Германии в лицо французскому реформатору явственно подул встречный – и весьма заметный! – ветер.

Противостояние намечается по ряду основных пунктов французских предложений. Причем, на тормоз жмет Христианско-демократический союз – партия Ангелы Меркель. Её руководство ясно дало понять, что прежде, чем вводить единый бюджет стран зоны евро – именно таково было предложение Макрона – надо решить проблемы финансирования Союза. То есть, в переводе на бытовой язык, залатать дыры, которые возникнут после «Брекзита».

Ну и найти средства для спешного решения насущнейших задач, стоящих перед ЕС. То есть, отыскать деньги на содержание многочисленных гостей издалека, почему-то решивших, что в Европе все им страшно рады. Надо заметить, что новый министр финансов ФРГ Олаф Шольц, хотя и социал-демократ, а не однопартиец госпожи Меркель, но тоже большого рвения в стремлении пойти навстречу замыслам Макрона почему-то не проявил, а предпочёл проявить сдержанность. Возможно, к июню удастся согласовать общую позицию ФРГ и Франции, что может сыграть определяющую роль для Евросоюза. Но пока до этого дело ещё не дошло.

В своём выступлении в Страсбурге Макрон поддержал предложение федерального правительства ФРГ о том, чтобы города и общины, согласившиеся принимать мигрантов, получали больше средств из общеевропейских фондов. Он также согласился, чтобы под эгидой Европейского парламента была разработана соответствующая программа, которая «напрямую будет финансово поддерживать коммуны, занимающиеся приёмом и интеграцией мигрантов». Германское правительство предлагает сделать это критерием выделения средств через многомиллиардные структурные фонды ЕС.

Надо сразу заметить, что, будучи проведённым в жизнь, это предложение повлечёт за собой заметные негативные последствия для восточноевропейских стран, которые сейчас больше всего выигрывают от европейской структурной политики. Поскольку эти смутьяны – в частности, Польша и Венгрия – наотрез отказываются принимать незваных гостей, то и дотации им могут серьезно урезать. Во всяком случае, рамочный финансовый план на период с 2021 по 2027 год ещё предстоит в скором времени обсуждать, и такое изменение критериев «новых» членов ЕС (к ним относят всех, кто вступил в Союз в 2004 году и позже) никак не обрадует.

Эмманюэль Макрон в своей речи упомянул, что проблема мигрантов это как раз та тема, по которой Европа обязана достичь «ощутимого прогресса». Дебаты относительно распределения беженцев по странам Союза и реформы миграционного законодательства он назвал «отравляющими» и отметил, что их надо стараться избежать. А цель, по его мнению, должна состоять в том, чтобы «обеспечить внутреннюю и внешнюю солидарность, в которой так нуждается Европа».

Сославшись на Ангелу Меркель, Макрон объявил, что Германия готова платить больше в европейский бюджет, дабы восполнить ущерб, который он понесет в связи с уходом островитян из ЕС. Правда, при этом он подчеркнул, что экономический и валютный союз нуждаются в реформировании. Но самыми насущными, по мнению французского президента, являются преобразования в двух сферах – в банковской и в бюджетной, ведь именно здесь зоне евро «требуется стабильность и сближение». Насущны реформы и в сфере налогообложения электронной экономики. «До конца легислатурного периода 2019 года нам необходимо добиться значимых результатов», – отметил оратор.

Эмманюэль Макрон подчеркнул, что Европейскому Союзу нельзя позволить себе погрязнуть в межнациональных столкновениях. Он отметил, что не хотел бы принадлежать к поколению, забывшему уроки прошлого. По его мнению, европейский суверенитет надлежит защищать, в том числе и от нападок со стороны стран, входящих в Союз. Тот, кто нагнетает злобу, тот порождает угрозу повторения расколов, существовавших в прошлом, отметил он.

Глава Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер призвал оратора помнить о том, что европейские реформы должны исходить не от одного только германо-французского тандема. Он знает, какое значение Макрон придаёт дружбе с Германией. Но при этом нельзя забывать, что «Европа не есть нечто германо-французское», она является сообществом 28 государств. Жан-Клод Юнкер напомнил, какие надежды породило в Европе избрание Макрона президентом Франции, и подчеркнул, что в воплощении в жизнь своих воззрений Макрон всегда может рассчитывать на помощь Европейской Комиссии.

Но вот глава парламентской группы Христианско-социального союза Александр Добриндт отреагировал в Берлине на предложения Макрона совсем не так, как тому бы хотелось. Он отверг намерения по учреждению поста министра финансов Европейского Союза, страхование против безработицы в масштабах всего ЕС и расширение страхования банковских вкладов без предварительной минимизации рисков.

По мнению Александра Добриндта, в предложениях Макрона, хотя они и направлены на углубление европейской интеграции, заметно и стремление преследовать национальные французские интересы. Потому «нашей задачей является формулирование наших национальных интересов, и мы это сделаем», подчеркнул германский политик. «Я не брал на себя никаких обязательств сделать своей политической программой то, что способно породить у Макрона ощущение счастья», – съязвил он. Совсем не все из того, что предлагает Макрон, автоматически соответствует германским интересам. Например, это касается предложения о страховании от безработицы в масштабах всего Европейского Союза, считает Александр Добриндт.

Тем не менее, он полагает, что к намеченному сроку – к концу июня – Германия и Франция могут договориться о том, чтобы выйти на летнее заседание Европейского Совета с согласованными предложениями. К такой общей точке он относит дальнейшее развитие европейского механизма стабильности, однако при сохранении за германским бундестагом его права на участие в обсуждениях.

Обвинения в торможении европейских реформ, раздавшиеся со стороны партнёров по правящей коалиции – социал-демократов – Александр Добриндт решительно отверг. Он считает, что преобразования тормозят, скорее, те, кто легкомысленно хочет делегировать Брюсселю свои национальные права. В числе приоритетных для своей партии мер Александр Добриндт назвал упрочение сотрудничества в области обороны и охраны внешних границ.

В Страсбурге Макрон тоже собрал урожай критических замечаний. Социал-демократ Удо Бульман предостерёг: поведение берлинской «мадам 'Нет'» – догадайтесь, кого это он имел в виду? – не позволяет питать надежды на уступки со стороны германских политиков. «Много маленьких Шойбле» не дадут возможности облегчить проведение реформ валютного союза, подчеркнул Удо Бульман.

Глава фракции либералов Ги Верховстадт высказался схожим образом. «Германо-французский дуэт» сейчас находится, по его мнению, «не в лучшей форме», а Европа, как и прежде, не обладает средствами для обуздания финансового кризиса, подчеркнул бельгийский политик. Свою трактовку политики Франции Ги Верховстадт выразил в ироничной максиме – «Да здравствует Европа – до тех пор, пока она остаётся французской». Макрону оставалось только улыбнуться…

Не будем преувеличивать: высказываний в поддержку французского президента тоже было довольно. Из германских политиков особенно активно ему вторили «зелёные». Лидер их фракции Анналена Бэрбок, посетовав на то, что Меркель и Шольц «отказываются подавать проевропейские сигналы», подчеркнула, что углубление интеграции относится к числу «самых давних интересов федерального правительства ФРГ», нуждающегося в том, чтобы было гарантировано будущее, лишенное кризисных ситуаций.

В то же время и среди германских христианских демократов немало тех, кто критически воспринимает сепсис своего партийного руководства. К их числу относится опытный политик Эльмар Брок, считающий, что предложения Макрона «нельзя просто так смахнуть со стола», и поиск компромиссов необходимо продолжить. Его товарищ по партии и глава европейского комитета бундестага Гюнтер Крихбаум также считает, что «Макрона нельзя бросать в одиночестве, и мы должны конструктивно подойти к его предложениям».

Андрей ГОРЮХИН

№4(129), 2018