Главная > Дневник событий > Персона > Германия: неожиданный взлёт

Германия: неожиданный взлёт

ds-person-Germany
image_pdfimage_print

Новый министр иностранных дел ФРГ – зовут его Хайко Маас – на международной ниве человек совершенно новый. Да и в федеральной политике он тоже не слишком известен, в Берлине оказался не так давно.

Германская пресса признаётся, что решение вручить ему бразды правления международной политикой ФРГ поначалу выглядело как шутка. Зигмар Габриэль и Мартин Шульц рассорились из-за того, кому из них занять этот пост, а в результате там оказался некто третий. Глава парламентской фракции СДПГ Андреа Налес обосновала этот выбор весьма своеобразно: Маас – спортсмен-троеборец и «ему потребуется выносливость», ведь быстро международные конфликты решить не удастся.

Специалисты не скрывают своей иронии: высокие посты доставались Маасу без того, чтобы он этого особенно заслуживал. Уроженец Саара, он трижды (!) – и это в небольшой-то земле, где его знают с рождения – проигрывал выборы в качестве основного кандидата социал-демократов. Хотя прошел чуть не все ступени, начиная с организации «Молодых социалистов», где его заприметил сам Оскар Лафонтен, тогда ещё состоявший в СДПГ. Из тупика его спас Зигмар Габриэль, перетащивший неудачника в Берлин на пост министра юстиции.

Тут он прославился в основном неуёмной активностью – 80 законопроектов за четыре года – и стойкой неприязнью к партии Альтернатива для Германии, сделавшей его любимой мишенью нападок. Долгое время Мааса считали слишком мягким. Одна из газет даже написала такое: «Если бы были «немцы «Стального шлема»» (правоконсервативная монархическая организация ветеранов Первой мировой войны, действовавшая в Германии в период с 1918 по 1933 год. – Прим. ред.), то на противоположном полюсе оказались бы «немцы Хайко Мааса». Но за годы работы в министерстве юстиции ему пришлось совершать и шаги, подвергавшиеся довольно резкой критике. Удар он держал прилично.

Ничего похожего на самостоятельное отношение к международным делам и, в частности, к России, наблюдавшееся у Зигмара Габриэля, от Хайко Мааса ожидать не приходится. Ни инициативы, ни своеобразия от него, скорей всего, не будет.

В общем-то, как и в каждом отлаженном бюрократическом аппарате, в германском министерстве иностранных дел министру вовсе не надо самому брать на себя руководство: для этого есть профессионалы. А наиболее вероятно то, что руководить будут самим министром. Хорошо, если ему удастся расставить хотя бы несколько собственных акцентов.

Из всех предыдущих контактов с дипломатической сценой у Мааса замечен только один: его нынешняя спутница жизни Наталия Вёрнер исполнила главную роль в сериале «Дипломат(ка)». Ну что ж, к советам женщины, как известно, надо прислушиваться. А иногда даже и следовать им.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№3(128), 2018