Главная > Открываем старый свет > ТРАДИЦИИ > Знакомство с русской душой

Знакомство с русской душой

image_pdfimage_print
«Деревянная скульптура русских земель. От древности до XIX века» – так официально называется выставка, открывшаяся в прошлом году в итальянском городе Виченце, на пути из Милана в Венецию.

Успех этой удивительной экспозиции закономерен: для специалистов-искусствоведов и рядовых итальянских любителей прекрасного русские шедевры из дерева – редчайшая возможность познакомиться с неизвестной и непривычной им формой искусства, которое отражает мировоззрение страны и ее народа. Итальянцы получили и шанс попытаться заглянуть в ту самую загадочную русскую душу, о которой любят рассуждать иностранцы.

«Декорация» для выставки оказалась подстать самим экспонатам. Когда гуляешь по узким, извилистым и уютным улицам Виченцы, разглядываешь элегантные старинные дома, греешься на солнце на величественной главной городской площади, трудно представить, что где-то совсем рядом расположены деревянные скульптуры, которые могли родиться только там, где много снега.

Во дворце Леони Монтанари, гостеприимно принявшим российскую выставку, расположился музей крупнейшего итальянского банка «Банка Интеза». Ее президент Джованни Бадзоли рассказал, что с детства увлекается российской культурой. В юном возрасте он читал произведения Толстого, Достоевского и Пастернака. А когда возглавил банк, интерес к России не пропал, и поэтому он с радостью взялся за организацию выставки.

Всего в Виченцу из крупнейших российских музеев привезены около 60 экспонатов, многие из которых до сих пор ни разу не покидали пределы родных музеев: деревянные статуи слишком хрупки и ценны. Экспонаты предоставлены Государственной Третьяковской галереей, ГИКМЗ «Московский Кремль», Центральным музеем древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Государственным историческим музеем, Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э.Грабаря и некоторыми другими.

В августе минувшего года статуи уже побывали на выставке в Капитолийских музеях Рима, а потом перекочевали в Виченцу. Путешествие прошло благополучно. И вот этот город на некоторое время стал центром русской деревянной культуры. Не знать о готовящейся выставке жители этого города просто не могли: чуть ли не на каждой улице и площади можно увидеть афиши, приглашающие ознакомиться с самым русским пластическим искусством.

Выставка уникальна по многим причинам. Во-первых, столь масштабного показа русских деревянных скульптур ранее в Италии не проводилось. Во-вторых, представляемые произведения охватывают не только весьма продолжительный исторический период (от Бронзового до XIX века), но еще и дают некоторое представление о самых разных сферах жизни тех, кто жил на территории России в то время.

Конечно, особое внимание организаторы уделили скульптурам, имеющим прямое отношение к православной религии: во дворце выставлены, в частности, изваяния святых Георгия, Параскевы, Дмитрия, Алексея и святого Николая. Распятия и походные церкви создают настроение величественной скорби, которое лежит в основе русского искусства.

Экспонаты поразили воображение посетителей, ведь деревянные фигуры не похожи на то, что они привыкли видеть. Оценить такую красоту непросто. Когда смотришь, к примеру, на скульптуру, изваянную в Италии в эпоху Возрождения, ощущения совершенно иные. Как правило, сразу же отмечаешь технические достоинства изваяния, талант мастера, сумевшего в совершенстве передать внешность, движения человека. Но камень – все-таки «мертвый» материал, а дерево – «живой», который способен благодаря таланту скульптора впитывать и излучать энергию. Поэтому «технические» достоинства и недостатки отходят на второй план, и в первую очередь пытаешься понять, каким образом достигнут подобный эффект.

Именно этот момент больше всего интересовал итальянских журналистов, пришедших посмотреть выставку за несколько часов до ее официального открытия. Они задавали вопросы, касающиеся техники изготовления деревянных статуй. Их таинственная сила ощущалась еще острее в сопровождении интереснейших комментариев российских специалистов о взаимосвязи православной религии, русского менталитета и произведений искусства как синтеза этих трех составляющих.

Оставшись с глазу на глаз с изваянием святого, разглядывая его строгое лицо, серьезный, сосредоточенный взгляд, даже неверующий начинает сомневаться в собственных атеистических убеждениях. Ты уже почти готов поверить, что бог действительно существует, что статуя сейчас оживет и поведает тебе, чем может обернуться совершенные в разные времена прегрешения. Древний мастер сумел через века донести свою веру.

На выставку в Виченце российские музеи прислали еще и маски, изображения идолов, украшения, относящиеся к дохристианскому периоду, которые вызывают восторг только от одной мысли об их возрасте. Украшенные резьбой предметы повседневной жизни (например, солонка, половник, ложки, игрушка), изготовленные значительно позже, напоминают итальянцам, что вообще-то загадочные русские, сумевшие создать столь живые, необычные и немного устрашающие статуи на религиозную тему, в прошлом думали не только о религии, но и о бытовых проблемах, еде, воспитании детей. Словом, хотя мы заметно и отличаемся от потомков древних римлян, кое-что общее, например, неудержимая тяга к вкусной и обильной еде нас здорово объединяет.

Одновременно с выставкой можно было осмотреть и постоянную экспозицию музея «Банка Интеза». В частности, в Виченце собрана самая крупная в Западной Европе коллекция древнерусских икон. В музее столько ценных экспонатов, что эта коллекция считается почти завершенной. Все иконы были приобретены за пределами России: эти произведения искусства попали за границу до того, как ими заинтересовался банк.

После деревянных статуй иконы производят неоднозначное впечатление. Музейные работники объяснили, что попытались воссоздать, насколько это возможно, мистическую атмосферу, которая призвана помочь посетителям оценить иконы по достоинству, почувствовать исходящую от них энергию. Слабое освещение в залах не только способствует созданию атмосферы таинства, но служит оптимальным освещением для бесценных произведений искусства.

Переходя из полутьмы залов с иконами итальянских мастеров в ярко освещенные залы с русскими деревянными скульптурами, ловишь себя на мысли: вот так иногда можно стоять на границе двух великих культур, сравнивать их, сделав всего один шаг в сторону, и тут же заметить, как мы не похожи, а потом отступить в другую сторону и понять: все мы одинаковые и прекрасно можем понимать друг друга даже без слов.

Владимир Браков
Виченца – Москва

№6(12), 2007