Главная > Дневник событий > В фокусе > ЕС: будущие выборы как камень преткновения

ЕС: будущие выборы как камень преткновения

ds-fokuse-ES_bud_vybor
image_pdfimage_print

Более чем за год до выборов в Европейский Парламент страсти в руководящих верхах Евросоюза накаляются и становятся всё более очевидными. Противостояние обозначилось по многим азимутам: Еврокомиссия против Европейского Совета; Европейский Совет против Европарламента, а этот законодательный орган против всех, и особенно – против президента Франции Эмманюэля Макрона.

Все эти институты и правительства стран ЕС, пользуясь очень благоприятной экономической ситуацией, утратой позиций европессимистами, а также разбродом и шатаниями в Великобритании под влиянием «Брекзита», занялись подготовкой к нешуточной борьбе за будущее влияние в Европарламенте.

Ещё недавно причинами схваток служили делёж финансовых средств, кризис вокруг Греции, миграционная головоломка и решение большинства британцев покинуть Союз. Теперь, как показал первый же неформальный саммит ЕС в 2018 году, камнем преткновения стали будущее Еврокомиссии (должность председателя и количество членов этого исполнительного органа), изменение численности Европарламента после выхода Великобритании и ряд других, вытекающих из всего этого проблем. Они, в свою очередь, налагаются на другие и тоже весьма непростые проблемы (см. «В Брюсселе зазвенели мечи», №12(125), 2017).

Традиционно правительства государств, образующих ЕС, выбирают председателя Евросовета и руководителя Еврокомиссии. Однако в 2014 году впервые назначение на пост главы исполнительного органа было поставлено в зависимость от результатов голосования в Европарламент. Успешнее всех выступила Европейская народная партия, которая и получила большинство депутатских мест, а на её кандидата, опытнейшего люксембургского политика Жан-Клода Юнкера, пал выбор парламентариев в Страсбурге. Хотя другие фракции имели четырёх собственных претендентов на пост главы Еврокомиссии.

Такой же механизм хотели бы использовать и Еврокомиссия, и Европарламент после выборов в мае 2019 года. А для этого все фракции должны представить своих кандидатов до конца текущего года, чтобы после выборов можно была определиться с преемником Ж.-К.Юнкера.

Но не тут-то было: против автоматического повторения прежнего формата активно выступают лидеры государств и правительств стран ЕС во главе с французским президентом. Они настаивают на соблюдении предусмотренного общеевропейским законодательством требования: Европейский Совет должен быть полностью независимым в выборе кандидата, хотя и может консультироваться с остальными органами. За столь жёсткой позицией президентов и премьер-министров просматривается, во-первых, попытка сохранить своё влияние в принятии важнейших решений, а во-вторых, возможность для одного из их коллег – при достижении консенсуса – без предварительных условий выдвинуться на пост главы Еврокомиссии и заполучить его. Франция, Германия, Нидерланды и ряд других стран отвергают также идею объединения двух важнейших постов и сокращения числа членов Еврокомиссии – по меньшей мере, в краткосрочной перспективе. Почему застрельщиком стал Э.Макрон? Он не может рассчитывать на поддержку какой-нибудь определённой парламентской группы в Европейском Парламенте, поскольку его партия не имеет там представителей (а сам он во время предвыборной кампании называл себя «ни левым, ни правым»). Поэтому, если пожелает претендовать на должность главы Еврокомиссии по истечении президентских полномочий, нынешнее условие станет для него препятствием.

Немаловажное значение имеет мнение председателя Европейского Парламента Антонио Таяни. Однако, по словам итальянца, он не хочет «втягиваться в эту войну». И выразил уверенность в том, что Европейский Совет «воспримет желание граждан». А глава этого органа Дональд Туск был прямолинеен: «Мнение, будто процесс выдвижения кандидатов более демократичен, ошибочно».

Словом, всё предвещает нешуточную борьбу за власть на пространстве Европейского Союза в течение этого года. Поэтому руководящие органы «двадцати восьми» побуждают Лондон как можно быстрее определиться с условиями выхода из ЕС.

Александр СОКОЛОВ

№2(127), 2018