ЕС: реформы от Юнкера


Европейская бюрократия продолжает искать возможность сочетать эффективность, национальное представительство и демократическую легитимность руководящих органов Евросоюза.

Серию старых-новых идей на этот счет выдвинул председатель Еврокомиссии люксембуржец Жан-Клод Юнкер. В феврале в ходе редкой пресс-конференции в Брюсселе он сделал (или поддержал) ряд предложений, направленных на достижение такого баланса.

Главной из них можно считать инициативу идти на выборы в Европарламент с заранее известными именами политиков, которые, в случае победы того или иного движения, возглавили бы Еврокомиссию. По его мнению, каждый из основных партийных блоков – социалисты, христианские демократы, либералы и так далее – называют имена своих кандидатов на этот ключевой пост. Если это движение победит, то именно этот деятель и займет главное брюссельское кресло, получив дополнительную легитимность по итогам голосования.

«Нам необходим кандидат, которого поддерживал бы и Европейский Совет (он объединяет глав государств и правительств стран ЕС), и Европарламент, – сказал глава Еврокомиссии. – Такой главный кандидат получил бы, таким образом, двойную легитимность».

Нынешняя система построена иначе. Сам Юнкер в 2014 году возглавил Еврокомиссию как кандидат Европейской народной партии (она объединят христианских демократов и близких к ним правоцентристов из стран ЕС), получившей больше всех голосов на выборах в Европарламент. Однако решающую роль в выдвижении кандидата на пост главы исполнительного органа власти ЕС играют не избиратели и партии, а главы государств и правительств стран-участниц. Именно они утверждают предложенную кандидатуру.

Предложение Юнкера отходит от этой практики, передавая эту роль на партийный уровень. Первыми эту идею выдвинули в Германии, а самого кандидата, выдвигаемого подобным образом, на брюссельском жаргоне уже называют немецким термином «шпиценкандидат».

Однако далеко не все в Евросоюзе поддерживают такую идею. Оппозицию возглавляет президент Франции Эмманюэль Макрон, а также лидеры Венгрии, Литвы, Нидерландов, Польши, Португалии, Словакии и Чехии. Они не хотят, чтобы их правительства были лишены последнего слова в выборе председателя Еврокомиссии.

Второе предложение Юнкера касается нынешнего двоевластия в руководящих органах Евросоюза, где соседствует он и председатель Европейского Совета (сейчас эту должность занимает поляк Дональд Туск). Люксембуржец полагает, что наличие двух должностей сравнимого уровня снижает эффективность структур ЕС, приводит к дублированию работы, осложняет механизм согласований и принятия решений. Поэтому он предлагает слить их в единую должность.

Одновременно Юнкер ставит вопрос о целесообразности сохранения нынешнего числа членов Еврокомиссии – по одному от каждой страны. Он полагает, что их надо сократить, опять-таки в целях большей эффективности. Но здесь надо быть готовыми с тем, чтобы столкнуться с возражениями тех стран, которые останутся без своих высших чиновников в брюссельских коридорах.

Наконец, политик высказался за изучение предложения главы французского государства об изменении принципов построения избирательных округов при выборах в Европарламент. Наряду с национальными округами планируется создать единый округ по всему ЕС, чтобы каждый избиратель опускал два бюллетеня – один за кандидата по национальному списку, второй – за кандидата из общеевропейского списка.

В любом случае, отметил Юнкер, эти предложения не будут действовать на предстоящих весной 2019 года выборах в Европарламент. Они пройдут по старой системе, поскольку его инициативы не успеют утвердить, даже если их поддержат все.

Андрей СЕМИРЕНКО