Отречётся ли Содружество наций от монархов?


В Содружестве наций, этом формально-неформальном клубе бывших заморских территорий и колоний Великобритании, похоже, зреет заговор. В ожидании, нет, это не корректное выражение – с учётом более чем вероятной смены имени британского монарха (Елизавета II в апреле отметит свой 92-й день рождения) – высокопоставленные чиновники этой крупной международной ассоциации, объединяющей 53 государства, заранее озаботились тем, кто следующим получит высший иерархический титул – главы Содружества.

Елизавета II получила этот статус в момент коронации в Вестминстерском аббатстве 2 июня 1953 года. Тем не менее, по нынешнему статуту, этот пост не наследуется. Это выборная должность. Казалось бы, для бывших зависимых стран, англоязычных, использующих многие принципы государственного управления и отправления правосудия, зародившиеся в метрополии, не может быть колебаний, кому стать преемником. Казалось бы, это естественный выбор, предопределённый тем, кто займёт виндзорский престол. Ан нет!

По закону о престолонаследии, эта миссия выпадет принцу Чарльзу. Взойдя на трон, он автоматически становится главой государства не только в Великобритании, но ещё в 15 странах Содружества наций. Однако, как разузнали пронырливые журналисты Би-би-си, внутри эшелонов власти и бюрократической верхушки Содружества наций, этого альянса англоязычных постимперских образований, кандидатура Чарльза вызывает определённые сомнения.

Так, по сведениям газеты «Дейли телеграф», Амитав Банерджи, директор по политическим вопросам в секретариате Содружества наций (не последний человек), в разговоре с сотрудником американского посольства в Лондоне весьма откровенно высказался: принц Чарльз «не вызывает такого же уважения», как его мать, английская королева.

Тем не менее, по инсайдерской информации, не исключено, что верх одержат те, кто не захотят слишком крутых перемен. Это означает: либо внесут изменения в устав, закрепив за английским сюзереном исключительное право занимать высший пост в Содружестве, либо согласятся принять в этом качестве наследного принца, договорившись между собой, что это, мол, «одноразовое решение» (“one-off decision”).

В любом случае, приговор этих думных дьяков, представляющих Австралию, Британию, Мальту, Нигерию, Барбадос и Кирибати, должен быть вынесен до проведения совещания глав государств и правительств Содружества наций, намеченного на апрель.