Спор Словении и Хорватии затягивается


Словения и Хорватия не прекращают пограничной тяжбы, вызывая большую досаду еврочиновников, решивших взять курс на полное поглощение балканских стран в пространство Евросоюза к 2025 году.

Спор между двумя бывшими югославскими республиками ведется давно, с момента распада некогда единой страны. Предметом спора является разделение вод в Пиранском заливе и право ведения там рыболовства.

Летом 2017 года казалось, что в этом затяжном споре поставлена точка. Тогда Постоянный арбитражный суд в Гааге, рассматривавший дело, постановил, что 80% вод этого залива принадлежат Словении, остальные 20% – Хорватии. Но в Загребе решение не признали. Ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву, хорваты полагают, что воды залива надо делить пополам. В подтверждение своей позиции они также ссылаются на некоторые процедурные проблемы с арбитрами, которые были отмечены в ходе разбирательства.

На практике отказ признавать гаагский вердикт выливается в то, что хорватские рыбаки продолжают вести промысел в спорных водах. Они выходят в море в сопровождении хорватских полицейских, которые не допускают на борт словенских инспекторов. За противостоянием маячит и денежная проблема – судьба брюссельских субсидий на рыболовство. Если Словения будет окончательно признана правой в этом споре, то Хорватии придется вернуть от 5% до 50% из полученных по этой статье 252,6 миллиона евро в качестве штрафа за незаконный промысел. Соответственно на часть фондов сможет претендовать Любляна.

В этих условиях словенцы собрались открыть новый юридический фронт против соседей. Они будут пользоваться статьей 259 Лиссабонского договора о реформе ЕС (2007 год). Она предполагает обращение с жалобой в Еврокомиссию в случае, если другая страна-участница в рамках двустороннего спора не признает решения евросоюзовских инстанций, а апеллирует к нормам более общих юридических документов. Если Еврокомиссия не примет решения по этому вопросу или сочтет себя некомпетентной, то страна-истец получает право обращения в Европейский суд.

Однако все эти процедуры, как показывает практика, могут затянуться на годы.

Еврокомиссия, как полагают в Брюсселе, постарается надавить на обе маленькие страны, чтобы добиться принятия политических решений и без этого препятствия проводить наступление на страны региона, которые остаются пока за пределами ЕС.

Андрей СЕМИРЕНКО