Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Масоны в Вестминстере? И это новость?

Масоны в Вестминстере? И это новость?

oss-masons
image_pdfimage_print

Леволиберальная газета «Гардиан», часто отмечающаяся на инфобане идеологическим фундаментализмом, раскопала вроде бы неудобную правду: под крышей одного из старейших парламентов мира свободно, хотя и скрытно, но не стыдливо пригрелись две масонские ложи.

В первую, известную как «Новое приветствие» (New Welcome) набирают депутатов из палаты общин и пэров из палаты лордов, а заодно их бюрократическую челядь (от 30 до 40 членов). Вторую, названную «Ложа галереи» (Gallery Lodge), формируют из пула аккредитованных корреспондентов (45 адептов). На самом деле, есть ещё и третья, имени Альфреда Роббинса, бывшего газетчика и видного масона (Alfred Robbins Lodge), что также раскрывает свои объятия для представителей четвёртой власти (18 журналистов).

Удивлены? Вижу, вернее, чувствую, что не особенно впечатлены этой новостью. Ничего особенного. Так, дело житейское. Вот и Дэвид Стейплз, главный управляющий Объединенной великой ложи Англии и Уэльса (United Grand Lodge of England), счёл поднявшуюся в прессе шумиху не стоящей выеденного яйца, утверждая, что это, мол, обычная практика.

Цитата: «Вопреки общепринятому мнению, членство в масонской ложе помогает журналистам, политикам, полицейским и юристам лучше служить обществу. И вообще куда больше людей не постеснялись бы заявить о своей принадлежности к братству, если бы не опасались предвзятого отношения и дискриминации».

При этом великий магистр не стал комментировать откровенное признание одного вольного каменщика из ложи «Новое приветствие», сделанное им с непонятной целью для «Гардиан»: с собратьями из «Ложи галереи», то есть с журналистами в фартуках, он и его коллеги принципиально не делятся информацией и предпочитают, как пишет газета, держать их на расстоянии вытянутой руки. Мотив прост: всё-таки, пояснил внутри-парламентский масон, те, что с пресс-галереи, они – журналисты, неровен час что-нибудь сболтнут.

Выяснилось, что в масонство «перешли» журналисты, работающие в газетах «Таймс», «Скотсмен», «Дейли экспресс» и в службе «Хансард», которая готовит официальные отчеты о заседаниях парламента.

Все три ложи проводят по четыре заседания в штаб-квартире Объединенной великой ложи Англии и Уэльса, расположенной в столичном районе Ковент-Гарден. Масонами, как предполагает автор «Гардиан», являются четыре депутата палаты общин нынешнего созыва, причём ни один из них не состоит в лейбористской партии. Среди пэров масонов вроде бы не обнаружено. По действующим правилам, Вестминстерские сидельцы не обязаны сообщать, состоят они в масонских ложах или нет. Дело добровольное. Любой «брат» может указать сей факт своей биографии в официальном реестре. На сегодняшний день желающих не нашлось. Снова удивлены?

Публичное успокоительное заявление Дэвида Стейплза, исходившего из хрестоматийной установки масонов, что они не «тайное общество», а просто общество «со своими секретами», было вынужденной мерой. По слепому стечению обстоятельств или же по хитроумному умыслу, но разоблачительная публикация в «Гардиан» появилась вскоре после скандала, вызванного заявлением уходившего со своего поста главы Полицейской федерации Стива Уайта.

Исходя из трёхлетнего личного опыта, мистер Уайт утверждал: именно масоны всячески препятствовали реформам в правоохранительных органах, в частности пытались не допустить рекрутирования представителей этнических общин и продвижения женщин-полицейских по службе. «Я обнаружил, что существуют яростные противники любых перемен и любого прогресса, и при этом ими всякий раз оказывались масоны», – заявил Стив Уайт.

Таким образом, газетная публикация естественным образом вписалась в стародавнюю и вялотекущую информационную войну между вольными каменщиками и «непосвященными».

Кстати

Из тени в свет перелетая
В 1998 году комитет внутренних дел в палате общин принял решение изучить вопрос: насколько масоны влияют на государственное управление и общественную жизнь. Поминали выдающихся деятелей разных эпох, состоявших в масонских ложах: от герцога Веллингтона до королевских особ (см. «Эдуард VIII был готов стать марионеткой Гитлера», №7-8(101), 2015). «Великая ложа» изъявила готовность сотрудничать со следствием. Правда, только после того, как была предупреждена: в противном случае последуют репрессалии «за неуважение» к парламенту.
Конечный продукт расследования не мог не вызвать ничего, кроме насмешек. Вывод звучал скорее в пользу масонов: хотя не обнаружено никаких свидетельств, что их влияние велико, но этого «нельзя исключать». Попутно констатировали, что вокруг масонства «много ничем не обоснованной паранойи», но в этом вина и самих строителей нового храма Соломона, которые помешаны на секретности.
Рекомендация сводилась к гласности и транспарентности: государственные служащие, а также новоназначенные судьи и стряпчие (судебные чиновники) стали обязаны раскрывать факт членства в масонских ложах. Но в 2009 году министерство юстиции отменило это обязательное требование, сославшись на решение Европейского суда по правам человека – тот вынес решение об отмене аналогичной практики в Италии, сочтя её дискриминацией и нарушением права на свободу ассоциаций.
Тем не менее, всё последнее десятилетие масоны последовательно проводят ребрендинг своей организации в восприятии общества (см. «Масоны всех стран, улыбайтесь!», №7-8(112), 2016). Наняты грамотные политтехнологи, рекламные агенты, мастера пиаровского информационного сопровождения. В главный храм в Ковент-Гардене отныне могут попасть и профаны, то есть «непосвященные» – на экскурсию. Сняты документальные фильмы с объективистским нарративом, призванные переломить широко бытующее предосудительное мнение, будто масоны что-то там злоумышляют, строят козни и манипулируют остальными.
На вебсайтах можно найти советы потенциальным неофитам, как вступить в ложу. Достаточно достигнуть возраста в 21 год и быть «верующим», притом религиозная принадлежность не имеет значения – как пишет «Гардиан», «от новичков требуют, чтобы они признали веру в некую божественную фигуру, этакого архитектора вселенной».
Студентам вход открыт аж с 18 лет, их ждут в 55 университетских ложах. Такие же структуры существуют в школах, в мегаполисах и небольших городках. Подчас они объединяют на основе увлечения: страсть к футболу или регби, гонкам на автомобилях. Есть ложа для слепых масонов, созданная в конце Первой мировой войны (Lux In Tenebris).
В общей сложности на Британских островах действуют более 7000 масонских лож. Выбирай – не хочу. Если всего в мире насчитывается шесть миллионов этих эксклюзивных храмовых строителей, то в Шотландии их 30 тысяч, в Ирландии 25 тысяч (две трети – в Ольстере), а в Англии и Уэльсе 200 тысяч. Причём за последние 20 лет естественная и неестественная убыль составила 150 тысяч!
Причина «естественной» депопуляции, помимо прочего, сводится к тому, что вопреки ореолу таинственности и могущественности масоны перестали подпитываться свежей кровью – молодёжь неохотно стучится в двери их храмов. По статистике, в Англии и Уэльсе масоны младше 30 лет составляют всего два процента, зато каждому десятому за 80. И поэтому масонство как идея и как организация, по мнению журналиста Криса Маллина, изложенному им ещё в ноябре 2015 года, сегодня «находится в крутом пике».

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№2(127), 2018