Главная > Финансы & банки > Экономика > «Брекзит»: спасёт ли Лондон свои налоговые притоны

«Брекзит»: спасёт ли Лондон свои налоговые притоны

20
image_pdfimage_print

Возобновившийся в конце января торг вокруг условий выхода Соединённого Королевства из Евросоюза неизбежно войдёт в острую фазу, как только будет поднят вопрос о существовании такого явления, как «налоговый рай», благодаря чему британские финансовые структуры на протяжении десятилетий притягивали к себе капиталы.

Вопрос этот едва ли не ключевой для финансово-банковской олигархии островной державы, поскольку только за счёт этого отлаженного механизма привлечения денежных ресурсов можно продолжать жуировать, не беспокоясь о том, как там поживает реальная, то есть создающая материальные ценности экономика.

Вскоре по итогам референдума в июне 2016 года, обозначившего курс на выход из состава ЕС (см. «Брекзит» как диагноз», №5(110), 2016) Джордж Осборн, канцлер казначейства в кабинете Дэвида Камерона, сделал заявления, позволившие газете «Индепендент» прийти к умозаключению: главный государственный финансист намерен превратить Британию после «Брекзита» в налоговый рай. В газетном заголовке содержалась и оценка такой политики – «это не принесет никому никакой выгоды, кроме как элите» (“it won't benefit anyone except the elite”).

В опубликованном германской газетой «Зюддойче цайтунг» разоблачительном докладе под названием «Пэрэдайз пейперс» (Paradise Papers) содержится ссылка на более чем 13 миллионов конфиденциальных документов об офшорных счетах. В чёрном списке выгодополучателей только от «налогового рая» на Багамских островах значатся более 175 тысяч компаний и частных лиц.

Формально независимое государство Багамские острова, расположенное на архипелаге из более чем 700 коралловых островов в Атлантическом океане, признаёт своим сюзереном английскую королеву, от имени которой верховную власть осуществляет генерал-губернатор.

В числе названных в докладе фигурирует, в частности, Эмбер Радд, британский министр внутренних дел с июля 2016 года. В интервале между 1998 и 2000 годами она занимала должность директора в двух зарегистрированных на Багамах компаний. Ей принадлежала и британская компания, в которой её со-директор Марк О'Хэнлон был осуждён в ту пору за лжесвидетельство. Примечательно, что именно госпожа Радд, своего рода клон нынешнего премьера, которую она сменила на посту главного полицейского (см. «Тереза Мэй: железная леди «лайт», №6(111), 2016), взялась защищать своего премьера – Дэвида Камерона, когда всплыли факты о том, что его отец пользовался хитрым прибежищем на Багамах, где он разместил свои капиталы, только чтобы не платить налоги в самой Британии.

Стоит напомнить и о такой заморской территории Великобритании, как Бермудские острова, где корпорация «Гугл», к примеру, держит заметную долю своих офшорных счетов, оцениваемых в 30 миллиардов фунтов стерлингов. Или о владении британской короны – острове Гернси в проливе Ла-Манш, имеющем репутацию офшорного парадиза. В общей сложности, как установлено исследованием, проведённым учёным из Университета Беркли Габриелем Зукманом, в офшорных зонах, расположенных на территории самого Соединённого Королевства, на островах Мэн и Гернси, на Бермудах и Каймановых островах, аккумулировано финансовых средств на сумму 1,4 триллиона фунтов стерлингов.

Не удивительно, что Пьер Московиси, еврокомиссар по экономике и финансовым делам, настаивает на том, чтобы изменить действующее законодательство, придающее легитимность существованию таких налоговых притонов. Московиси предлагает добиться транспарентности в плане отчётности финансово-банковско-инвестиционных структур. На это он отводит ближайшие шесть месяцев, чтобы уже через год новый регуляционный режим заработал в полную силу.

Еврокомиссар невысокого мнения о тех, кто прячет свои богатства в таких укромных местах. Цитата: «Они своего рода вампиры, если угодно. Они, похоже, ничего не боятся, кроме света, поэтому наша задача вывести их на свет».

Настроения континентальных европейцев передает и жёсткое заявление Людвига Ашера, вице-премьер-министра Голландии по социальным вопросам, который открытым текстом дал понять (его письмо опубликовано в газете «Гардиан»), что его страна заблокирует любое торговое соглашение между ЕС и Британий в рамках «Брекзита», если последняя не примет на себя твёрдое обязательство (“firmly tackling”) по борьбе с уходом от налогообложения.

В Лондоне, видимо, будут сопротивляться до последнего (см. «Брекзит»: английский национализм взял верх», №6(111), 2016). В ответ на запрос газеты «Индепендент» официальный представитель кабинета Терезы Мэй заявил: «Заморские территории представляют собой отдельные юрисдикции со своими демократически избранными правительствами, и они самостоятельно решают свои фискальные проблемы» (“Overseas territories are separate jurisdictions with their own democratically elected governments and they decide their own fiscal matters”).

Между тем, как стало известно той же «Индепендент», этой весной возобновится расследование деятельности в таких офшорных британских прибежищах, как самоуправляемая заморская территория Великобритании Ангилья, Британские Виргинские острова, а также острова Тёркс и Кайкос. Что касается других юрисдикций – Мэн, Гернси, Бермуды и Каймановы острова, то они пообещали «принять во внимание озабоченности» Евросоюза и сделать всё, чтобы не попасть в чёрный список. Однако, в Брюсселе принято решение, что отныне этот список будет пересматриваться… ежегодно.

Кстати

Как поведал мне мой известинский коллега, посетивший Землю Обетованную примерно в середине 1990-х годов, в аэропорту Тель-Авива специально для «алия» – репатриантов на историческую родину, в Государство Израиль, – на видном месте по-русски была размещена надпись довольно обидного содержания. Не дословно, но, по сути, точно: «Не пытайся никого обмануть, здесь кругом все евреи».

Владимир МИХЕЕВ

№1(126), 2018