Главная > Дневник событий > В фокусе > ЕС: что грозит полякам

ЕС: что грозит полякам

dop1
image_pdfimage_print

Итак, Брюссель, наконец, решился перейти от слов к делу и попробовать-таки дать юридический окорот своенравной Варшаве.

Внешне всё звучит чрезвычайно грозно, ведь первый абзац 7 статьи Европейского договора даёт Еврокомиссии возможность расследовать предполагаемую «однозначную угрозу тяжелых нарушений» основополагающих европейских ценностей, то есть угрозы человеческому достоинству, свободе, демократии, равенству, правовому государству и соблюдению прав человека. Несмотря на некоторую выспренность, звучит пугающе.

Но в том-то всё и дело, что только звучит, поскольку весь брюссельский пар, несомненно, уйдёт в свисток и не более того. Все следствие закончится на первом же этапе и без видимых результатов. Для того, чтобы заслушать польское правительство по поводу его предполагаемых нарушений, необходимо, чтобы было сформировано большинство в три четверти голосов членов Европейского Совета. Но уже для второго этапа, не говоря обо всех последующих, требуется единогласное одобрение. И дело даже не в том, что, несмотря на всю колоритность, нынешних правителей Польши, от них всё же нельзя ожидать, что они сами проголосуют за продолжение такого расследования.

Виктор Орбан, венгерский премьер-министр и один из главных европейских «анфан терриблей», нисколько не скрывает того, что считает подобные юридические шаги против Варшавы несправедливыми и потому их просто-напросто заблокирует. А посему вместо консенсуса Европейская Комиссия получит дулю с маком. В своем радиоинтервью 22 декабря он так и заявил: «Мы должны ясно дать понять ЕС, что начинать это следствие против Польши просто бессмысленно, поскольку нет никаких шансов, что оно будет проведено. Венгрия его заблокирует». «Тот, кто нападает на Польшу, нападает на всю Центральную Европу», – подытожил глава венгерского кабинета министров.

Тем самым все, кто возвещал страшно-престрашные последствия, ожидающие Варшаву по итогам брюссельского следствия – подумать только, предстоит лишение права голоса на Европейском Совете, вот как надо стоять на страже незыблемых общечеловеческих ценностей! – несколько поторопились. Куда больше похоже на то, что руководство Союза предстало не в самом выгодном свете, поскольку оно пугает, а никому не страшно. А ведь даже воспитатели младших групп детского сада знают, что пустые угрозы лишь развращают воспитуемых.

Так что Польша не только не лишится права голоса в Совете Европы, но и не будет наказана каким-либо иным способом. Верховный суд ЕС и Европейский суд по правам человека вольны выносить в этом отношении любые решения, но раз уж ПиСовское правительство Польши решило довести свою юридическую реформу до конца, оно это сделает, даже если в Брюсселе все треснут хоть пополам, хоть на четыре части. Европейская Комиссия «выражает свою озабоченность происходящим» с 2015 года, и что с того? Она сочла, что судебная власть в Польше в результате проводимых преобразований будет поставлена под контроль власти исполнительной? А вот власти в Варшаве считают иначе и все предостережения игнорируют. В связи с чем, желают брюссельским чиновникам быть здоровыми и не кашлять.

Андрей ГОРЮХИН

№12(125), 2017