Главная > Дневник событий > Полемика & Скандалы > Будапешт и Киев вступили на тропу словесной войны

Будапешт и Киев вступили на тропу словесной войны

8
image_pdfimage_print

Как глубоко впилась закарпатская заноза?

На территории Украины проживают около 160 тысяч этнических венгров, и сконцентрированы они в основном в Закарпатской области. В 1991 году состоялся референдум о предоставлении Закарпатью статуса автономной области в составе Украины. Референдум показал: абсолютное большинство проголосовало за самоуправление, за политическую и культурную автономию.

После майдан-революции в Киеве, по неподтвержденным данным, в Закарпатье до 100 тысяч этнических венгров получили паспорта гражданина Венгрии. В 2015 году в Будапеште, выступая перед парламентариями, глава разведки отчитывался о настроениях среди венгерской этнической общины Украины, опираясь «на агентурные сведения», что вызвало бурные протесты в Верховной Раде.

7 октября 2016 года депутат парламента Венгрии, один из лидеров «Йоббик» Мартон Генгеши заявил, что его партия полностью поддерживает инициативу о наделении венгров Закарпатья статусом территориальной автономии.

Провокационная сентенция прозвучала на фоне общего обострения осенью этого года конфликта между Будапештом и Киевом вокруг объёма гражданских прав и свобод закарпатских венгров. Принятый 5 сентября Верховной Радой закон о совершенствовании системы образования предполагает (статья 7), что обучение на родном языке национальных меньшинств может вестись только в начальных классах, с первого по четвёртый, а затем – только на украинском.

В Венгрии министерство человеческих ресурсов отреагировало следующим образом: это решение (вступит в силу с сентября 2018 года) представляет собой нарушение обязательств, взятых Украиной при обретении статуса ассоциированного члена Евросоюза, а также является прямым нарушением прав национальных меньшинств, что «ведёт в тупик», а не по пути в единую европейскую семью.

В свою очередь, министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил, что «это удар ножом в спину». Цитата: «Неприемлемо, когда Украина лишает венгров их права учиться на родном языке в школах и университетах». Решение Верховной Рады, одобренное президентом Петром Порошенко, затрагивает интересы всей проживающей в Закарпатье венгерской общины, добавил он.

Отныне Венгрия, объявил П.Сиярто, будет использовать своё право вето, чтобы блокировать в рамках Евросоюза любые меры, в том числе в рамках программы «Восточное партнёрство», которые способствуют дальнейшей интеграции Украины в сообщество. Будапешт уже выполнил угрозу – в конце октября Венгрия наложила вето на проведение заседания совета Украина-НАТО, которое должно было состояться в декабре.

17 ноября на встрече с действующим главой Совета Европы (СЕ) Турбьёрном Ягландом венгерский премьер Виктор Орбан поднял эту болезненную тему. Неудивительно, поскольку эта правозащитная (по крайней мере, формально) организация обязана следить за соблюдением странами-членами СЕ подписанной в Страсбурге в 1995 году Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Официальный пресс-релиз указывал, что «новый украинский закон об образовании, полностью противоречащий стремлениям Украины к интеграции, был одной из главных тем на переговорах».

В контексте этого не случайного разговора Орбана и Ягланда стоит напомнить о двух пунктах статьи 5 Рамочной конвенции:

1. Участники обязуются содействовать созданию необходимых условий лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, для сохранения и развития их культуры и сохранения основных элементов их самобытности, а именно: их религии, языка, традиций и культурного наследия.

2. Без ущерба для мер, принимаемых в порядке осуществления своей общей политики интеграции, участники воздерживаются от политики или практики, направленной на ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, против их воли, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию.

Тогда же в ноябре в интервью телеканалу М1 вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен повысил градус патриотической риторики, вспомнив о глубоко укоренившимся седьмом чувстве каждого законопослушного и богобоязненного венгра. Это чувство исторической несправедливости. Цитата: «Венгерское гражданство для закарпатцев – это не только эмоциональный вопрос, но и экзистенциальный, поскольку позволяет им свободно передвигаться по миру. Правительство стремится к этому, чтобы после сотни лет репрессий от «Трианона» люди почувствовали преимущества быть гражданином Венгрии. Это касается материальной помощи врачам, учителям, обеспечения бесплатного питания для детей младшего возраста, доставки вакцин».

Далее – еще больше. Жолт Шемьен как председатель Христианско-демократической народной партии (ХДНП), входящей в правящую коалицию с Фидес, объявил, что этнические венгры, проживающие в странах «рассеяния» (воспользуемся словом-понятием из русской истории), в том числе живущие на территории Закарпатской области Украины, имеют полное право на автономию и на получение гражданства Венгрии. Вице-премьер Венгрии повторил и обещание-угрозу затормозить евроинтеграцию Украины: «Пока языковое законодательство не будет отозвано, венгерское правительство будет препятствовать всем важным для Украины инициативам».

Однако, тема «языкового геноцида» далеко не единственный раздражающий фактор в отношениях соседних государств. Виктор Орбан также объявил о том, что у Будапешта есть «серьёзные возражения» не только в связи с лишением венгерских закарпатцев права на культурно-языковые свободы, но и в связи с дискриминационными законами постмайданной Украины о гражданстве, реституции и использовании церковной собственности.

Список претензий растёт обратно пропорционально шансам на нахождение даже временного компромисса по «языковому вопросу». Искрить на линии Будапешт-Киев будет и впредь. А для Евросоюза это словесная перепалка и дипломатические демарши служат дополнительной иллюстрацией для осознания того, что Украина уже превратилась из несостоявшегося приза в обузу.

Владимир МИХЕЕВ

№11(124), 2017