Главная > Финансы & банки > Опыт > ЕС: как не обидеть пенсионеров

ЕС: как не обидеть пенсионеров

20
image_pdfimage_print

Как сохранить финансовую устойчивость пенсионной системы? Над этой задачей ломают голову не только в России, но и в странах Европейского Союза. Большинство из них сталкивается с быстрым старением населения в результате увеличения средней продолжительности жизни, падения уровня рождаемости, а, значит, и с растущей долей не способных обеспечить себя людей.

В последние годы в поисках финансовых ресурсов почти в двадцати государствах мира проводятся реформы пенсионных систем. В целом, они делятся на два типа, между которыми медленно, но верно, происходит сближение.

Первый отмечен тем, что пенсионные фонды финансируются взносами экономически активного населения. То есть, работающие содержат поколения, ушедшие на покой.

Второй тип предусматривает самостоятельную индивидуальную капитализацию пенсионного фонда каждым работником, чтобы обеспечить себе безбедную старость. Впрочем, условия жизни будут строго зависеть от того, сколько денег он заранее внёс.

Очевидно, что ни одну из этих моделей нельзя назвать совершенной, а тем более – идеальной, отмечают исследователи из «Института Авива». У каждой имеются свои преимущества и недостатки. Первая содержит риск, возникающий при дефиците работающих, а вторая не обеспечивает хотя бы приблизительного равенства в доходах пенсионеров: во многом это зависит от того, повезло ли каждому из них с выбором соответствующего фонда.

Именно поэтому в Швеции, Италии и Польше, например, избрали третий путь. В северном королевстве предпочли модель «индивидуальных счетов определённого взноса». Она позволяет сохранить принцип солидарности, но при этом адаптирует уровень финансирования к экономическим возможностям страны.

Сегодня существует и чётвертый тип системы, название которой можно перевести как «автоматическая регистрация», или «самонастройка». Такой механизм предусматривает капитализацию, которая обязательно начинается для работодателя с первого же дня деятельности наёмного работника. При этом позднее он может уволиться по собственному желанию. Предприятие, сам работник, государство или любая организация могут содействовать финансированию этой пенсии.

А вот в Германии, Франции и Португалии сделали выбор в пользу «реформы параметров» – изменили некоторые рамки, которые определяют размеры отчислений и их продолжительность, но при этом повысили возраст выхода на пенсию.

В большинстве развитых стран этот показатель достигает 65-66 лет, с тенденцией к увеличению до 67-68 лет после 2020 года. А как иначе, если в Испании, лидере в Евросоюзе по ожидаемой средней продолжительности жизни, она достигла уже 83 лет… Тем временем в странах «третьего мира» из-за низкой продолжительности жизни выход на пенсию происходит в возрасте 55-60 лет.

Ещё одна тенденция – увеличение трудового стажа для получения пенсии по возрасту в полном объёме. К примеру, во Франции этот период планируют увеличить к 2035 году до 43 лет. А в Швеции сокращают налоги на доходы тех работников, которые продолжают трудиться и после достижения пенсионного возраста.

Рассмотрим подробнее действующие модели в некоторых странах ЕС.

 

Швеция

Пенсию жителям этой страны образуют три составляющие: гарантированная часть для людей с низкими взносами, рентная и премиальная – состоящая из взносов частных фондов. Первую обеспечивает государство, остальные – взносы работающего населения.

По новой системе, 18,5% доходов работающих шведов отчисляются на финансирование их будущей пенсии, но деньги поступают на два раздельных счета: 16% брутто-зарплаты идут на рентную пенсию, а остальные 2,5% – на капитализацию премиальной части. Эти взносы поступают в частные пенсионные фонды, которые работник должен выбрать самостоятельно.

Он также волен сам решать, когда ему выйти на пенсию, начиная с 61-летнего возраста. Однако чем позже он это сделает, тем значительнее будет его пенсия.

 

Германия

Долгое время государство расходовало на пенсии немцев 11,4% своего ВВП ежегодно, поэтому реформирование системы стало неизбежным. В частности, размеры выплат стали зависеть от средней зарплаты после вычета налогов, были увеличены отчисления с 20% к 2020 году до 22% в 2030 году. В Германии ввели механизм устойчивости системы, чтобы при сокращении числа работающих или возрастании количества пенсионеров размер пенсий мог быть уменьшен. Одновременно оказывается поддержка пенсионным программам, продвигаемым предприятиями и индивидуальными работниками, которым предоставляют такие же субсидии и налоговые льготы.

 

Италия

Из-за слишком больших бюджетных расходов на государственные фиксированные пенсии в стране начался переход к системе национальных счетов. Италия тоже провела «реформу параметров» для сокращения дефицита средств. Пенсии ежегодно переоцениваются в зависимости от уровня инфляции. Закончить трудовую деятельность можно уже в 57-летнем возрасте, если накопленные взносы достаточны для выплат, в 1,2 раза превышающих минимальную социальную пенсию.

 

Дания

В этом королевстве здравоохранение и пенсионная система финансируются за счет сборов налога с доходов. Право на пенсию в Дании обеспечивает сам факт проживания в этой стране. Поскольку размер всеобщей государственной пенсии недостаточен, датчане заботятся также о дополнительной и о так называемых добровольных пенсиях.

Работодатель обязан обеспечивать треть взноса, а работник – две трети. Обычно пенсия определяется в процентах от зарплаты.

 

Франция

Система социального обеспечения в этой стране обеспечивается, главным образом, за счет взносов предпринимателей и работников. В последние годы для борьбы с чрезмерным дефицитом средств, французские власти начали проводить сразу три реформы. Размер пенсий стали ежегодно изменять в зависимости от показателя инфляции (прежде исходили из роста средней зарплаты).

Для оформления полной пенсии увеличен минимальный срок отчислений – с 35 лет до 41 года и повышен возрастной порог ухода на заслуженный отдых. В этой стране введены понижающие коэффициенты, применяемые при досрочном выходе на пенсию, и повышающие – в случае продления трудового стажа.

 

Великобритания

Модель государственных пенсий обеспечивает всеобщий базовый уровень выплат. В 2007 году были приняты меры, облегчающие к ним доступ, в частности, для получения полной пенсии минимальный трудовой стаж сократили с 39 до 30 лет для женщин, и с 44 лет для мужчин. Возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться до 68 лет к 2046 году.

 

Португалия

В 2013 году тогдашнее правительство снизило на 10% пенсии, превышающие 600 евро в месяц, и уменьшило возможности досрочного выхода на заслуженный отдых. Нынешнее правительство в условиях восстановления экономики Португалии вернуло пенсии своим гражданам на докризисный уровень.

Сергей ИЛЬИН

№11(124), 2017