Главная > Дневник событий > В фокусе > Горизонтальное партнерство без оглядки на вертикаль власти

Горизонтальное партнерство без оглядки на вертикаль власти

clip_image008
image_pdfimage_print

Х Евразийский экономический форум делает ставку на межрегиональное сотрудничество

Не произносимая вслух в брюссельских коридорах власти Евросоюза подсказка, что делать бизнесу, если с санкциями ничего поделать нельзя, сводится к рекомендации вести торгово-экономический диалог на уровне регионов. По крайней мере, так утверждает Татьяна Валовая, отвечающая в ранге министра в Евразийской экономической комиссии за вопросы интеграции и макроэкономики (см. «Сможет ли ЕС долго "держать в игноре" ЕАЭС» , №10(123), 2017).

Подкрепляет версию о стыдливом и вынужденном двуличии Еврокомиссии и тот факт, что в стране, обладающей контрольным пакетом акций при принятии внешнеполитических решений, таких как продление антироссийских санкций, а именно в Германии, федеральные власти не препятствуют деловому партнёрству на региональном уровне. Точнее – на уровне достаточно автономных германских земель. Посему взаимодействие по широкому кругу делового сотрудничества – от экспортно-импортных операций до совместного производства при его локализации в России – продолжается, особенно с такими не последними в иерархии землями, как Северный Рейн-Вестфалия, Мекленбург-Передняя Померания, Бавария и т.д.

Италия не исключение. Конкретный пример. Иван Белозерцев, губернатор Пензенской области, как водится – и как полагается по статусу, рекламировал на веронском форуме вверенную ему вотчину, называя её «территорией инновационных инвестиций». Вопреки санкционному режиму, область привлекает иностранный капитал, причём в основном в виде прямых инвестиций.

Привлекает сосредоточенность пензенских властей на последовательном развитии своего агропромышленного комплекса (АПК). Губернатор не случайно упомянул в своей презентации, что под его водительством власти предоставляют налоговые преференции зарубежным предпринимателям, такие как полное снятие транспортного налога, послабления в налоге на землю и тому подобное.

Такой режим наибольшего благоприятствования даёт свои всходы и плоды. Турецкие бизнесмены приобрели в собственность (!) 57.000 гектаров земли для выращивания зерна. Не отстают и их китайские коллеги. А сингапурская компания развернула здесь производство мяса индюшатины – по 60.000 тонн в год, а теперь у неё возникло «планов громадьё» – нарастить объемы до 160.000 тонн, что превратит это предприятие в крупнейшее в Европе. Не редкие гости на пензенщине итальянские и французские коммивояжеры. Всего же область партнёрствует в том или ином виде с 80 государствами.

Показательно, что Иван Белозерцев действует с полным пониманием «светлой стороны» глобализации, в том, что касается международной кооперации и свободного перетока инвестиций и технологий. Недаром каждые шесть месяцев, признался губернатор, он проводит личные встречи с иностранными инвесторами, обосновавшимися в области. Ясное дело, выслушивает их ламентации и пожелания, как без них? А на колкий вопрос, не опасается ли губернатор, что продажа или сдача в аренду российской земли иностранцам может потом выйти боком, Иван Белозерцев ответил: приход иностранного капитала ведёт к созданию новых рабочих мест и налогооблагаемого продукта.

В свою очередь Паола Пизано, профессор по инновационному управлению в Туринском университете и вице-мэр Турина, всячески расхваливала, как и полагается, автомобильную столицу Италии. Турин также славен, по словам синьоры Пизано, двумя университетами, инновационными инкубаторами и акселераторами. И по этой причине предлагает себя иностранным инвесторам в качестве «города-лаборатории», как площадку для экспериментов – для осуществления технологической революции 4.0 (в частности, blockchain technology).

Любопытно, что профессор Пизано, отметив – Турин занимает лидирующие позиции в Италии в процессе цифровизации, признает: «Эти технологии развиваются быстрее, чем бизнес и общество научаются их использовать».

Модератор этой сессии, руководитель телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии, бывший замредактора «Комсомольской правды» Николай Ефимович, с присущим ему неизбывным комсомольским задором и юмором, рассыпался в комплиментах синьоре Пизано. Зачем нам какой-то там искусственный интеллект, искусственный разум, когда есть такие женщины в итальянских городах и весях. Зал одобрительно смеялся…

Симптоматично, что вице-мэр Пизано понимает и целесообразность перенаправления туристических потоков, приносящих стабильный доход традиционно завлекательным регионам. Турин пока в этой привилегированной категории не числится. Отсюда и упоминание о новом акценте на развитие общепита, на популяризацию местного гастрономического специалитета, а также фраза: «Турин – город недорогой. У нас можно пообедать всего за 15 евро».

Лигурия… Вытянувшаяся полоской на многие километры вдоль моря на северо-западе страны, эта область украшена гордой репутацией таких городов, что у всех на слуху. Таких, как Генуя – колонии богатой купеческой Генуэзской республики в период расцвета были повсюду в Северном Причерноморье, в том числе в Крыму. Савонна, второй крупный порт в регионе. Рапалло – Рапалльский договор 1922 года, заключенный между Веймарской республикой и РСФСР, стал окончанием дипломатической изоляции Советской России. Портофино: “I found my love in Portofino”, пели все, от Далиды до Андреа Бочелли. И Сан-Ремо, памятный с советских времён как место проведения фестиваля эстрадной песни, заставлявшего меня, подростка, да и моих сверстников, приклеивается к черно-белому экрану.

Впрочем, Джованни Тоти, губернатор Лигурии, сделал акцент на другом, на главном конкурентном преимуществе своей области: развитой транспортной инфраструктуре. «Лигурия – это входные ворота в Италию», гордо и обоснованно постулировал губернатор. Через портовые терминалы сюда доставляется значительная часть привозной сырой нефти и ГСМ. Сейчас обсуждают перспективы модернизации логистических цепочек, в частности, строительство современных железных дорог, которые позволят двигаться составам длиной 750 метров, что, по словам синьора Тоти, сделает их более привлекательными для доставки товаров, нежели большегрузные фуры.

Сказанное было адресовано и российским предпринимателям. Власти Лигурии активизировали связи с Россией, опять же наперекор единой конфронтационной линии Евросоюза. Делегация Лигурии в 2015 году (!), в разгар санкционного давления и словесной перебранки посетила столицу, а также Московскую и Рязанскую области. А недавно в Генуе прошли презентационные мероприятия в рамках Дней Москвы.

Позиция губернатора Тоти не могла не вызывать симпатии у российского бизнеса и политиков: «Межрегиональное сотрудничество во многих случаях позволяет обойти бюрократические препоны». (см. «Второй кровоток мировой экономики», №10(123), 2017).

Одним словом, эта сессия веронского форума стала свидетельством того, что в условиях санкционного беспредела пользу от горизонтального партнёрства без оглядки на федеральную вертикаль, на центральные власти разглядели итальянские политики и предприниматели.

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. интернет-издания «Вся Европа»
Верона – Москва
Фото автора

№10(123), 2017