Европрокуратура: первый шаг сделан…


После двух десятилетий переговоров и через 4 года после принятия принципиального решения, 12 октября 2017 года министры юстиции стран Евросоюза наконец одобрили документ о создании Европейской прокуратуры.

Решено, что эта новая структура будет размещена в Люксембурге, станет независимой от политических органов ЕС. Возглавит ее начальник и два заместителя, а в каждой стране разместится ее прокурор с заместителем. В задачу этих людей и их сотрудников будет входить проведение расследований и передача дел в суд. Но каких?

На деле Европрокуратура рождается довольно ущербной и с более чем ограниченными полномочиями. Передача части суверенитета в рамках интеграционных процессов в правоохранительной сфере касается очень узкого круга вопросов и не касается всех стран.

Во-первых, документ подписали только двадцать из двадцати восьми стран-членов. Три страны (Великобритания, Дания и Ирландия) давно добились права исключаться из принятия на себя обязательств в сфере юстиции. Две страны – Нидерланды и Швеция – не согласны с передачей на уровень ЕС части суверенитета в этой сфере. А три – Венгрия, Мальта и Польша – в принципе отказались от идеи создания Европрокуратуры.

Во-вторых, новая структура будет компетентна рассматривать очень узкий круг правонарушений – только преступления, наносящие ущерб финансовым интересам ЕС (например, хищения или нецелевое использование средств из европейских фондов и программ), мошенничество, связанное с трансграничными НДС или таможенными платежами, случаи коррупции еврочиновников и так далее.

Перечисленная проблематика открывает некоторое пространство для маневра. «Слишком много средств все еще расходуется не по назначению, – объяснила член Еврокомиссии Вера Журова, ответственная за вопросы правосудия. – Нам необходимо действовать, чтобы вернуть доверие налогоплательщиков».

Вместе с тем, амбиции тех, кто выдвигал эту инициативу, первоначально были гораздо больше. Они хотели создать действительно мощную структуру, которая занималась бы борьбой с терроризмом, трансграничной организованной преступностью и прочими делами такого масштаба. Европрокуратура виделась им как своего рода «европейское ФБР». Однако в итоге эта проблематика осталась за бортом нового учреждения.

Кстати, не все ясно даже с порядком ведения расследований в рамках утвержденных полномочий в сфере своей компетенции. Пока не все процедуры определены. Судя по всему, европрокуроры будут зависеть от своих национальных коллег при сборе доказательств и открытии дел, а сами процедуры будут отличаться от страны к стране.

Мощным ограничителем станет также тот факт, что в работе Европрокуратуры будут участвовать не все страны. С Великобританией, которая ведет переговоры о выходе из Евросоюза, и так все ясно. Но больше всего в практическом плане беспокоит, что к этому органу отказываются присоединяться Венгрия и Польша. Именно на эти страны приходятся 20% зафиксированных нарушений в использовании европейских структурных фондов, помощи в рамках сельскохозяйственных программ и проч.

В.Журова заявила, что намерена продолжить работу с непокорными европейскими столицами, разъяснять им, что Европрокуратура «не ограничивает власть государств» и что «Венгрия и Польша получают большие средства из европейской казны», поэтому заинтересованы, чтобы в их использовании был порядок.

А пока в Евросоюзе начинается отбор кадров, специализированных на борьбе с финансовыми преступлениями, поиск и оборудование помещения в Люксембурге и прочие приятные хлопоты.

Алексей СТРАШЕВ