Германия: куда ветер дует?


И почему в ветроэнергетической отрасли Германии нарастает нервозность

Ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок, может быть очень кратким: назрели необходимые перемены и не всем их удастся пережить без проблем. В чём собственно дело?

Тут уже кратким ответом не обойтись. Дело в том, что ныне уже не существующая «большая коалиция» перестроила систему дотирования «зелёной» энергетики. Раньше закон твёрдо устанавливал, сколько центов поступит в карман производителя за каждый экокиловатт, отданный им в общенациональную сеть. С 13 апреля этого года счастье кончилось: федеральное сетевое агентство сообщило, что отныне дотации за произведённое в море электричество будут равны нулю центов. Представляете себе чувство, которое испытали компании, реализующие три проекта ветроэнергетических парков в Северном море – датская «Донг энерги» и баден-вюртембергская ЭнБВ? Планировали, планировали, и вдруг вместо дотаций предстоит получить, как говаривали в таких случаях старые преферансисты, фунт прованского масла. А проекты будут доведены до конца только к 2024–2025 году. И речь идёт о ветровой электроэнергии – доселе самом дорогом виде экоэлектричества.

Кроме того, снизили и другие виды господдержки, ранее выделявшиеся хозяевам электромельниц. Ну, скажите, как тут не беспокоиться? Вот почему в отрасли считают: то, что пресловутые дотации в ноль центов будут действовать и для наземных ветроэнергетических парков – всего лишь дело времени. Речь пошла даже о «минусовых дотациях»: хочешь затеять такой проект – будь любезен оплатить лицензию. Таким образом, хотят оставить в отрасли твёрдых профессионалов, выдавив тех кто, пользуясь льготами, неторопливо реализует проекты не первостепенной важности, зарабатывая, скорее, на финансовых гешефтах, чем на производстве энергии.

Затяжка с началом строительства может быть вполне выгодной для хозяев проекта: за то время, пока они примеряются, да собираются, производители турбин и башен могут разработать новые, более мощные модели. Так получилось в земле Бранденбург, где компания УКА в союзе с датской «Вестас» ввела в строй электромельницу модели V136, турбина которой выдаёт 3,45 мегаватта. Но сооружение это, прямо скажем, циклопическое: ступица находится на высоте в 149 метров, длина лопастей – 67 метров. Раньше таких «малюток» разрешалось ставить только в море. Почему? А попробуйте найти ей место среди картофельных полей и сосновых лесов Бранденбурга. Тем более, что у населения «фершпаргелюнг», то есть «спаржевизация» привычных ландшафтов начинает вызывать все большее раздражение. Если в сравнительно малонаселённых землях Восточной Германии это ещё можно провернуть, то где-нибудь в Бадене или Гессене – неприятностей не оберёшься.

Словом, волна слияний и поглощений, начавшаяся в отрасли ещё в 2016 году, по оценкам экспертов, скоро наберёт полные обороты. Для многих предприятий среднего размера и с не особенно толстым кошельком это может означать начало конца. А что вы хотите, концентрация капитала, всё как учили классики, не правда ли?

Александр ВАРВАРИН