Не в дюймовочках счастье

tnelm-29
image_pdfimage_print

Сказка о Дюймовочке – чудесный вклад европейцев в мировую культуру. Спасибо Гансу Христиану. Сколько детей по всему свету выросли, слушая и читая её.

Только, чтобы объяснить роль Ласточки в организации побега Дюймовочки из подземных владений Полевой мыши и Крота, Андерсон разместил страну цветов, она же страна эльфов, далеко – в Африке. Благодаря этому вся история получилась логичной и законченной. Не только завораживающей. Со счастливым концом.

Однако с таким же успехом Сказочник мог поместить страну цветов во Франции, Испании, на Балканах, да где угодно. Ведь страна цветов есть повсюду. Почему же ни он, ни более поздние сказители этого не сделали?

Может, потому, что страна цветов, как «некривое» зеркало отражает все пороки, всю суету и непоследовательность человеческого общества. Особенно в том, что касается «надлежащего» или ненадлежащего управления…

… В Голубой стране цветов все цветы были голубыми. Наверное, поэтому её назвали Голубой. Но для того, как она была устроена, это не имело ровным счетом никакого значения. Что имело – так это то, что всё бескрайнее море цветов в Голубой стране стелилось по земле. И только один цветок, один единственный горделиво устремлялся ввысь, в бездонное небо, сливаясь с ним.

Не удивительно, что обитатели Голубой страны единогласно избрали хозяина горделивого цветка своим Верховным Правителем. Другого претендента просто не было. Да и откуда ему было взяться, коли все другие цветки стелились по земле.

Хозяин горделивого цветка был Правителем до мозга костей. Он воспринял своё избрание как абсолютно заслуженное. Иначе и быть не могло. Ведь он был настолько выше других. То есть, конечно, не он сам, а принадлежащий ему цветок.

И всё было бы хорошо, даже замечательно, если бы Верховный Правитель умел править. Не то чтобы для этого нужно было обладать какими-то особыми качествами, опытом, навыками, знаниями. Нет. Повсюду на планете во главе государства стоят неизвестно кто.

Закавыка заключалась в том, что Хозяин горделивого цветка жил ближе к небу, а обитатели Голубой страны – на земле. Он понятия не имел о том, что они любят, а что терпеть не могут. Что им нужно, а без чего они легко могли бы обойтись. В чём состоят их самые элементарные и самые насущные потребности.

Хуже того, никто Хозяина не предупредил, что лучше ничего не трогать. Ни к чему не прикасаться. Ни во что не влезать. Тогда всё будет идти, как идёт. Обычным чередом. Как все привыкли. Как заведено.

Поэтому первым делом Хозяин захотел оставить свой выдающийся след в истории. Для этого сломал то, как было раньше. Сломать-то сломал, а как построить заново, ни малейшего понятия не имеет.

Когда же всё вокруг стало разваливаться, бросился вводить чрезвычайные меры. Однако от этого стало только хуже. Абсолютно всё пошло в разнос.

И тут Верховного надоумили, что есть восхитительно простой способ всё утрясти. Или почти всё. Достаточно назначить премьер-министра, возложить на него ответственность за все допущенные ранее промахи и поручить ему их исправить. Так Хозяин и поступил. С большим облегчением.

Увы, он рано радовался. Вместо того, чтобы заняться делом, Премьер начал всем рассказывать, какой он умелый. Образованный. Предприимчивый. Как он всех любит и уважает. От него ждали, что он освободит поля от сорняков, поднимет упавшие головки цветов, напоит землю водой, а он кормил всех одними словами.

Опасаясь, что бесхозяйственность Премьера выйдет ему боком, скажется на его престиже и поднимет, в конце концов, волну протестов, Хозяин забрал управление Голубой страной обратно в свои руки. Зная, чем Премьер насолил народу, по-быстрому дал ему то, что её обитатели так ждали.

А затем, дабы самому себе шишек не набить, назначил другого премьера, назвав его, чтобы не путали, Наместником. Однако и с Наместником ему не повезло. Он оказался реформатором.

Наместник ни с того, ни с сего решил, что цветы не должны больше стелиться по земле. Будет лучше, ежели они встанут прямо. В полный рост. И обитатели Голубой страны от этого выиграют – распрямятся и вытянутся. И бизнес энергичнее пойдет – строительные компании и владельцы латифундий заоблачно наварят. И закордонные инвесторы толпой повалят в ожидании немереных дивидендов.

Одной маленькой детальки Наместник не учёл: в Голубой стране цветы по земле стелились не от невежества, а чтобы от сильного ветра, порывистого, схорониться. Стоило их, считай, насильно поднять, у многих стебельки надломились и лепестки обсыпались.

Увидел Верховный, что Наместник учудил, за голову схватился. Да уже поздно было. От процветающей и богатой Голубой страны половина осталась. «Всё, – понял Правитель. – Не до жиру. Наэкспериментировались». И силовиков во власть привел, чтобы прежний порядок восстановить.

Прежний-то они восстановили, тот, о котором «счастливые» обитатели Голубой страны уже благополучно забывать начали, а заодно карманы золотом и бриллиантами набили, да что дальше делать, не ведают. Не обучены. У них другое призвание. Понятно какое. Им бы войну победоносную где-нибудь устроить в надежде, что их розами забросают и фимиам воскурять наладятся. Или всех так напугать требуется, чтобы поняли: без них – никуда.

Вот и получилось, что сидит Верховный Правитель на своём цветке поднебесном, с грустью на поле голубое, что под ветром колышется, взирает и тяжкую думу думает: кого же теперь к делу приставить. И все обитатели тоже взирают, только не сверху вниз, а снизу вверх, кого им на этот раз судьба уготовит. Уж очень нескладно с предыдущими вышло. Не дай Бог, новенький почище предшественников дров наломает.

Вот поэтому-то Андерсон и отправил Ласточку с Дюймовочкой подальше в Африку. Может, действительно лучше было, если бы страна цветов, она же страна эльфов, только там находилась…

© Н.И. ТНЭЛМ

№10(123), 2017