Главная > Финансы & банки > Экономика > Даст ли таможня «добро»?

Даст ли таможня «добро»?

12
image_pdfimage_print

Британия, Ирландия и ЕС ломают голову: как уйти, не уходя

Две страны-соседки, поделившие между собой Британские острова, цепко держит вместе и не отпускает не только география, но и общая история. Подчас трагическая. Это и карательные операции оставившего о себе дурную память лорда-протектора Оливера Кромвеля. Это и системные притеснения и репрессии во времена, когда Ирландия была единственной «белой колонией» Британской империи. Это и бытовые предрассудки великобританцев, в том числе таких деятелей как Уинстон Черчилль, предлагавшего брутально обойтись с туземными католиками, что осмеливались демонстрировать вольнодумство и упрямое непокорство.

Недавно, 2 июля, отмечалась дата подписания Акта об унии Великобритании и Ирландии, положенного в основу соединенного королевства, просуществовавшего с 1800 по 1949 год. Но сегодня на повестке дня иное – сохранение «прозрачности» границы между двумя странами после «Брекзита», но исключительно в интересах сбережения преимуществ торгово-экономической унии в рамках Евросоюза, из которого бывшая империя намерена вскорости выйти, но только по всем остальным причинам, не относящимся напрямую к искусству и ремеслу совместного делания денег.

Чиновники высокого ранга в Брюсселе (Сабин Вейанд) и в Лондоне (Оливер Роббинс) в настоящий момент разрабатывают схему, которая позволит избежать потерь, что неизбежно возникли бы при введении полноформатного таможенного заслона. Судя по аналитическому комментарию в издании «Политико», примешиваются и опасения, что граница на таможенном замке станет провоцировать на переход к активным действиям экстремистов из числа «республиканцев», мечтающих вернуть Северную Ирландию (шесть ольстерских графств, оставленных Британией за собой после освобождения Ирландии от колониального статуса в 1921 году) в лоно Ирландской республики.

Тем не менее, на первом месте стоят соображения коммерческой выгоды, поскольку через границу двух стран идёт до одной трети экспорта товаров, произведенных «на вывоз» в Северной Ирландии, а суммарный товарооборот составляет 43 миллиарда фунтов стерлингов.

Одним из обсуждаемых вариантов считается превращение ирландских «хозяйствующих субъектов» в «авторизированных экономических операторов» (“authorized economic operator”), которые пользуются многими привилегиями по законодательству ЕС. Так, они могут беспрепятственно перевозить грузы, но при условии, что те соответствуют принятым в ЕС санитарно-эпидемиологическим стандартам и нормам безопасности. Таможенные сборы платят ежеквартально. Бюрократические процедуры – минимальны.

Сложнее придётся с продукцией из третьих стран, в данном случае, речь пойдёт о произведённых в Британии товарах, но провозимых через ирландскую границу в другие части уже континентальной Европы. Предлагается, как заявил анонимный чиновник в штаб-квартире ЕС, применять подход «оценка риска», означающий в практическом плане проведение выборочных проверок грузов таможенной службой не на границе, а уже в глубине территории какой-либо страны сообщества. Такие методы контроля взяты на вооружение членом ЕС Швецией и не входящей в союз Норвегией, и аналогично – Германией и Швейцарией.

В Дублине сейчас изучают возможность проведения ветеринарных инспекций прямо в местах, где на убой отправляют скот (коров, быков и овец), чтобы иметь на руках все необходимые документы для ускоренного прохождения таможенного контроля.

Эта задача облегчается тем, что во всех животноводческих районах Ирландии уже давно и эффективно действуют ветеринарные службы. Чему являюсь живым свидетелем после того, как в марте 1997 года, двадцать лет назад, вместе с коллегой-известинцем Геннадием Чародеевым изучал обстановку в отрасли на фоне бушевавшей в соседней Британии спонгиформной энцефалопатии, более известной как «коровье бешенство». Удалось убедиться, что ирландские фермеры и власти поставили действенный заслон этой эпизоотии, а потому поставлявшееся к столу в ту пору ещё «дорогих россиян» мясо ирландских бурёнок было безупречно безопасно.

Правда, сегодня эксперты признают, что обеспечить такой же пристальный мониторинг за производством молока, что составляет ещё одну жирную статью ирландского экспорта, пока затруднительно. В сельской местности нет квалифицированных и просто достаточного числа инспекторов для осуществления систематического контроля.

В любом случае, «жёсткого» пограничного режима между собственно Ирландией и британским Ольстером, похоже, не будет. По крайней мере, за такое решение ратует британский премьер Тереза Мэй и её новые союзники в Вестминстере – депутаты от Демократической юнионистской партии из Ольстера, которые вошли с тори в альянс и тем обеспечили им большинство голосов. Новый премьер Лео Варадкар на саммите ЕС выразился с предельной ясностью: «…не должно быть никакой экономической границы между Северной Ирландией и Ирландской республикой».

Схожий настрой и у европолитиков в Брюсселе. Как удалось выяснить газете «Политико», чиновники высокого уровня в один голос признали, что среди всех 27 стран-членов ЕС есть консенсус: Ирландия в рамках процедуры развода с Британией – это «особый случай».

Владимир МИХЕЕВ

№6-8(121), 2017