Главная > Финансы & банки > Экономика > Ирландия: ново-старые головные боли Дублина

Ирландия: ново-старые головные боли Дублина

13
image_pdfimage_print

Плохо просчитываемые последствия от выхода ведущего торгово-экономического партнёра (Великобритании) из состава Евросоюза уже проявились в первых неудачах ирландцев при «дележе английского наследства», обещающего принять форму бегства транснациональных финансовых структур из лондонского Сити.

 

Если растолкать локтями конкурентов…

Ирландия рассчитывала, что ей перепадет жирный кусок. Сейчас аппетит приходится умерить. 7 июня стало известно, что крупнейшая австралийская страховая компания QBE, входящая в первую двадцатку в мире, решила переместить свою региональную штаб-квартиру из Лондона в Брюссель, а не в Дублин. Ранее британская Lloyds также остановила выбор на негласной столице единой Европы, а такой гигант страхового бизнеса, как американская AIG, предпочёл из Лондона перебраться в Люксембург.

Но ситуация не однозначна: Дублин рассматривается как возможный новый адрес для ряда транснациональных финансовых структур. По крайней мере, Киеран Донахью, глава финансового департамента в Агентстве по промышленному развитию (Industrial Development Authority, IDA), заявил, что с референдума в июне 2016 года по выходу Британии из ЕС его ведомство получило около 80 запросов по поводу «переезда» в Дублин. Время поджимает. Банк Англии уведомил финансовые и банковские структуры, расквартированные в лондонском Сити, что до 14 июля они должны представить свои перспективные планы, по сути, – ответ на вопрос: остаются они или съезжают.

Многие финансовые компании не торопятся афишировать свои намерения, поскольку это может создать атмосферу неопределённости, что неизбежно оборачивается потерями. Однако, к концу марта 2019 года у них на руках должны быть все обязательные документы и контракты: это и банковские лицензии, и договоры об аренде помещений, и торговые площадки, и подтверждённые кредитные рейтинги и так далее. Всё вместе это означает, что планы по «переселению» должны быть готовы уже в ближайшее время. Дальнейший этап – согласование с регулирующими органами.

Стало известно, что крупнейший американский инвестиционный банк «Дж.П. Морган Банк Интернэшнл» приобретает 22-этажное здание на южном берегу реки Лиффи в Дублине, намереваясь в два раза увеличить число сотрудников (сейчас у него здесь работают по найму 500 человек). Аналогичное желание расширить свое присутствие выразил и американский банк «Меррилл Линч».

При этом значение Лондона, указал Донахью, как международного финансового центра не будет окончательно подорвано. Но возникнет многополярная система, где эти функции будут одновременно выполнять, помимо Лондона, Франкфурт, Париж, Дублин и Люксембург. Возникнет, по выражению Донахью, «децентрализованная модель» отрасли.

 

На подходе новые ограничения суверенитета?

Возникают и неожиданные «скрытые угрозы». После воцарения в Елисейском дворце отчаянно идейного еврофила (см. «Франция: макро-головные боли Макрона», №4-5(120), 2017), в наднациональной элите, мыслящей категориями Соединённых Штатов Европы, возникла устойчивая эйфория. Ряд обозревателей резонно предполагают, что даже при реализации концепции «двухскоростной» или «двухзональной» единой Европы для Ирландии наступит очередной момент истины, когда снова придётся жертвовать своим суверенитетом.

Дублин перспектива эволюции Евросоюза в сторону ещё большей политической и финансовой интеграции не сильно радует. Экономический обозреватель ирландского телеканала RTE Шон Уилан в статье «Опасайтесь шор «Брекзита» пишет, что его лично пугают разговоры о создании единого казначейства ЕС, единого бюджета сообщества и появления должности единого (!) министра финансов, который будет председательствовать в Еврогруппе. Если это неизбежность, то следует уже сейчас готовить проведение референдума, чтобы выяснить мнение граждан о дальнейшей централизации управления финансовым сектором, полагает Шон Уилан.

Ирландия издавна привлекала инвесторов и иностранные капиталы тем, что предоставляла множественные поблажки, которые можно было бы интерпретировать как примеры «недобросовестной конкуренции».

Не меньшее беспокойство вызывает и решение Евросоюза начать финансировать за счёт общего бюджета как разработки в области вооружений, так и развёртывание в кризисных ситуациях сил быстрого реагирования (численностью 1500 бойцов). За 15 лет существования этого воинского контингента он ни разу не был задействован.

Одна из главных причин тому сводится к требованию к национальным правительствам – при ротации каждые шесть месяцев именно они должны платить за содержание этого «спецназа». А это – дополнительная нагрузка на ирландский бюджет.

Но если счета будут оплачивать из общей казны, то применение этих сил станет более вероятным – а это не обязательно вписывается в формально провозглашённый нейтралитет Ирландской республики. Дублин позволил Соединенным Штатам использовать аэропорт Шеннон для перемещения войск на пути в Ирак и Афганистан: более 100 тысяч американских военных ежегодно проходили через Шеннон с 2001 года. Ирландской армии пришлось развернуть свои войска по всему периметру аэропорта в 2003 году после того, как защитники нейтралитета напали с мясными тесаками на самолет ВМС США.

Все эти ново-старые головные боли ложатся сегодня на плечи обретшего 14 июня власть врача-политика Лео Варадкара (см. «У «кельтского тигра» появился новый наездник», №6-8(121), 2017), и едва ли ему можно позавидовать.

Вадим ВИХРОВ

№6-8(121), 2017