Главная > Финансы & банки > Экономика > Германия: канцлер отступает или так было задумано?

Германия: канцлер отступает или так было задумано?

14
image_pdfimage_print

«Мы могли бы рассмотреть возможность учреждения бюджета для еврозоны, если бы это укрепило структуру и было бы разумно, – сказала канцлер Германии Ангела Меркель на встрече с предпринимателями своей страны. – Ясно, что можно было бы подумать об общем министре финансов, разумеется, при наличии необходимых условий».

Эти слова главы германского правительства можно считать и небольшой революцией, и шагом навстречу предложениям новоизбранного президента Франции Эмманюэля Макрона. Правда, в подобных тонах были выдержаны ее заявления после их встречи 15 мая, сразу после его победы на президентских выборах.

Подобный демарш следует вписать в новую логику европейского строительства, которую уже создает Макрон и к которой после вероятной победы на выборах в сентябре 2017 года может присоединиться и Меркель. Речь идет о том, чтобы вернуть динамику в европейское строительство, отобрать политическую инициативу у евроскептиков, повернуть вспять центробежную направленность, ускоренную «Брекзитом». При этом проявляется понимание того, что это под силу только возрождаемому франко-германскому тандему. Цели должны формулироваться понятные для населения и способные получить его одобрение. Европейцы не довольны евро, но не хотели бы возврата к национальным валютам? Вот вам, пожалуйста…

Пока дело ограничивается, как говорят финансисты, словесной интервенцией. До выборов в бундестаг решений не будет. Да и о каких решениях можно сейчас говорить, когда инициатива оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Бюджет для зоны евро будет дополнительным к общему бюджету ЕС? А как он будет формироваться? А кто будет им распоряжаться и какие цели окажутся приоритетными – развитие или финансовая стабильность? А какие полномочия будет иметь общий министр финансов? А перед кем он будет отчитываться? Ну, и так далее.

Тем не менее, инициатива Макрона и ее поддержка со стороны Меркель показывает готовность вносить изменения в нынешний курс Евросоюза. Хотя бы на словах.

Алексей СТРАШЕВ

№6-8(121), 2017