Главная > Открываем старый свет > Только факты > ЕС: во что обходятся мигранты

ЕС: во что обходятся мигранты

19
image_pdfimage_print

Потоки мигрантов и беженцев нарастают в мире с каждым днём, и в прошлом году их общая численность достигла 65,3 миллиона человек – самого большого показателя со времен Второй мировой войны. Содержание этих людей обходится развитым странам в весьма крупную сумму. За последние пять лет соответствующие затраты 29 государств – доноров ОЭСР – увеличились в четыре раза, до 13,7 миллиарда евро (около 15,4 миллиарда долларов) в 2016 году.

Как отмечается в исследовании консалтинговой компании «Сик Девелопмент», наибольшая нагрузка выпала на долю восьми европейских стран – Германии, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Швеции, Норвегии и Испании, хотя их правительства по-разному используют выделяемые финансовые средства.

Некоторые из них направляют соответствующие бюджеты на обустройство прибывающих иностранцев на своей территории, и это ведёт к сокращению фондов, предназначенных развивающимся странам. Именно так поступают, прежде всего, Нидерланды, Швеция и Норвегия. В то же время, Германия, Италия, Франция и Испания предпочитают изымать необходимые средства из своих программ международного сотрудничества. В частности, Германия в прошлом году впервые выполнила обещание выделить 0,7% своего ВВП в помощь бедным странам, но в действительности 25% этой суммы осталось в ФРГ. Что касается Великобритании, то она использует оба подхода.

Общественные организации, защищающие права беженцев и мигрантов, критикуют такой подход к оказанию помощи, поскольку уменьшаются финансовые потоки бедным государствам, и, следовательно, это нельзя считать поддержкой их развития. Так, более трети всей официальной помощи Италии развитию приходится на приём и обустройство мигрантов.

Такая практика существует давно, и ОЭСР против неё не возражала. Однако теперь, когда расходы европейских стран-доноров на эти цели резко возросли – с 3% в 2012 году до 11% в нынешнем, зазвучало требование проявлять больше прозрачности в расчёте финансовых потоков. При этом чётких критериев не существует. Например, ОЭСР расценивает как помощь развитию затраты на содержание беженца в течение первых 12 месяцев, но не указывает, с какого момента должен вестись отсчёт этого времени. Нет ясности и в том, что считать расходами на содержание, ведь в каждой стране – свои критерии…

Поэтому, как признают эксперты, крайне трудно скалькулировать более-менее точно, сколько тратит в год каждый европейский донор на содержание одного мигранта или беженца. К тому же, дабы продемонстрировать на весь мир свою щедрость, не так уж трудно предъявить журналистам преувеличенные бюджеты.

Тем не менее, ОЭСР приводит приблизительные расчеты по странам, подчеркнув, что 75% всего объёма помощи выделили упомянутые восемь стран ЕС.

Германия

В прошлом году число просивших убежище в стране упало – таковых оказалось всего 280 тысяч человек, тогда как в 2015-м было 890 тысяч. Но ФРГ остается самым крупным донором на нужды беженцев и мигрантов: на их содержание на своей территории Берлин израсходовал 6,2 миллиарда долларов, или 25% всей своей официальной помощи развитию.

Франция

Министерство жилищного строительства и МВД затратили на эту цель 426 миллионов долларов. Это означает, по мнению экспертов, что бюджет официальной помощи развитию не затронут, а его 4,4% израсходованы на территории страны.

Испания

Правительство этой страны обещало принять до 17 337 мигрантов, однако прибыли лишь 1 300 человек. В результате в прошлом году, как и в предыдущем, на их размещение и обустройство был израсходован всего 1% официальной помощи развитию.

Нидерланды

Если в 2015 году страна получила 43 000 просьб о предоставлении убежища, и на их приём израсходовано 460 миллионов долларов (средства были изъяты из бюджета официальной помощи развитию, в ущерб ряду программ для бедных стран), то в прошлом году убежище запросили лишь 19 000 человек. Поэтому часть сэкономленных средств была направлена на проекты международного сотрудничества.

Швеция

Власти Швеции не только урезали на треть свою официальную помощь развитию на период 2015-2016 годов, но и прекратили поддержку проектов в бедных государствах. Вместо этого они направили средства на содержание мигрантов на шведской территории. Сумма составила 824 миллиона долларов, или 17% всей официальной помощи развитию. Как и в случае с Нидерландами, в эту страну прибыло гораздо меньше переселенцев, чем ожидалось, что позволило перераспределить бюджет.

Италия

В результате закрытия для беженцев так называемого балканского пути, ещё больше выходцев из Северной Африки и Ближнего Востока стали предпринимать попытки добраться до Европы через Средиземное море, главным образом, через Италию.

В 2016 году убежище в этой стране попросили 122 000 человек. Это вынудило Рим ассигновать на содержание мигрантов 1,65 миллиарда долларов. Деньги были выделены из фондов министерства внутренних дел, а не из бюджета для международного сотрудничества, хотя и были засчитаны как таковые.

Норвегия

Все расходы на содержание мигрантов на своей территории – 847 миллионов долларов – власти северного королевства покрыли за счёт 18,5% бюджета на помощь бедным странам. Однако неожиданное сокращение запросов о предоставлении убежища с ожидавшихся 25 000 до 3 200 позволило направить деньги на поддержку программ развития в бедных государствах.

Великобритания

Согласно британскому закону, Лондон выделяет 0,7% ВВП страны на официальную помощь развитию. В прошлом году Великобритания стала одним из немногих доноров, полностью выполнивших своё обязательство в отношении международного сотрудничества. Причём эта страна стала единственной, использующей гибридную формулу: часть 613 миллионов долларов, предназначенных для этой цели, были направлены на такое сотрудничество, а другая – выделена министерствам, занимающимся обустройством беженцев. Эта сумма соответствует 3% совокупной британской официальной помощи развитию.

Сергей ИЛЬИН

№6-8(121), 2017