Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Германия: тоска «зелёная»…

Германия: тоска «зелёная»…

tp-situ-green
image_pdfimage_print

У германской партии «зелёных» дела сейчас идут как никогда плохо. Во всяком случае, за последние 15 лет – с августа 2002 года во мнении германских избирателей они не падали столь низко, всего-то до 6 процентов. Причем эту тревожную для них цифру подтверждают сразу два опроса населения, которые провели две авторитетных организации – «Инса/ЮГов» и «Форса».

Да, год больших выборов – три земельных кампании и одна федеральная – начался для «зелёных» с позорного проигрыша: они с треском вылетели из саарского ландтага. В чём же дело?

Например, в том, что за исключением своих традиционных экологическо-правозащитных тем, «зелёные» выглядят весьма бледно. Скажем, серьёзно волнующая сейчас немецкого избирателя тема внутренней безопасности в исполнении этой партии выглядит просто убого. Симоне Петер, лидер этой партии, в начале года в ряде интервью создала у сограждан впечатление, что кёльнская полиция, не желавшая допустить повторения новогодних бесчинств 2016 года, действовала с «несоразмерной жестокостью», и в результате партия никаких лавров не снискала, уйдя в глухую оборону.

Политика «зелёных» в отношении мигрантов тоже последовательностью явно не отличается. На федеральном уровне звучат велеречивые заявления и теплые слова в адрес «понаехавших», а на земельном, там, где они встроены во власть, защитники беженцев демонстрируют приверженность реальной политике и жесткий прагматизм. С точки зрения избирателей, такой шпагат смотрится не особенно изящно. В спорах с правыми популистами из Альтернативы для Германии «зелёные» тоже смотрятся неубедительно, поскольку максимум того что они пока могут предложить – это заявить себя единственной партией, гарантирующей построение открытого общества.

Это, конечно, здорово, но что они могут сделать практически? Да, в середине апреля «зелёные», наконец, обнародовали свой проект нового миграционного закона. Они хотят ввести систему пунктов, в соответствии с которой каждый год определённое число мигрантов будет получать въездные визы. Похожая практика уже принята в Канаде. Может быть, она очень хороша и даже замечательна, но кто тот партнёр по коалиции, с которым «зелёные» собираются проводить эти идеи в жизнь? В одиночку-то они едва ли могут больше чем ничего.

По своей традиционной экологической тематике они, надо отдать им должное, вполне конкретны: к 2030 году перевести все производство электроэнергии на «зелёную» основу, полностью отказаться от использования угля, принять закон об экономии энергоресурсов, реформировать торговлю квотами на выброс двуокиси углерода в атмосферу и так далее. Но не маловато ли этого, чтобы претендовать даже на долю власти на федеральном уровне?

И опять-таки с кем им заключать коалиционное соглашение? На прошлых выборах в бундестаг «зелёные» сразу высказались за союз с социал-демократами. Из этого ничего не вышло: не хватило голосов. А с ХДС потом были проведены зондажи, но в итоге договориться так и не удалось. Тогда же «зелёные», оставшиеся ни с чем, поклялись, что отныне будут вести предвыборную борьбу исключительно в собственных интересах. В результате их программа получилась, что называется ни богу свечка, ни чёрту кочерга – ни правая, ни левая, просто не пойми что, кроме родных экологических тем и правозащитных построений.

А тут ещё после саарских выборов перспектива «красно-красно-зелёной» коалиции подернулась туманной дымкой, да к тому же Мартин Шульц решил пофлиртовать с либералами, то есть с СвДП. И «зелёным» стало совсем неуютно, поскольку всё стало выглядеть так, будто они готовы хоть к черту в ступу, лишь бы подобраться поближе к власти. А политическая всеядность – не самая лучшая предвыборная реклама. Сейчас они, видимо, решили, что будут подавать себя в качестве единственной партии, способной помешать реинкарнации поднадоевшей избирателям «большой коалиции» во главе с «мамашей Меркель». Но хватит ли этого для весомой электоральной поддержки со стороны сограждан?

К тому же ведущими кандидатами от «зелёных» на выборы пойдут Катрин Гёринг-Эккарт и Чем Эздемир, люди хорошо известные на федеральном уровне, опытные и профессиональные, но затёртые, а главное – проигравшие прошлые выборы. Против Мартина Шульца шансов у них немного, это вам не Зигмар Габриэль или кто-то ещё из хорошо знакомой функционерской колоды. Но за лидирующую пару проголосовал партийный базис, а против демократии не попрёшь, даже если она ставит партию в явно невыгодное положение по отношению к соперникам.

Германские аналитики давно приметили, что «зелёные» с каким-то мазохистским восторгом любят предаваться саморазрушению. То у них правое полушарие партии непримиримо борется с левым, то они упоённо крушат друг друга при обсуждении программных вопросов, то партийцы, работающие на земельном уровне, начинают наезжать на берлинское руководство и их показательно и шумно обуздывают. Оно, конечно, можно сказать, что все это признаки живого и активно функционирующего общественного организма. Но вы уверены, что эти признаки точно помогут весомо проявить себя в предвыборной борьбе?

А серьезные испытания не заставят себя ждать. Позорный проигрыш в Сааре при всей его болезненности – это еще полбеды. Тем более, что там у «зелёных» дела всегда шли неважно. Но вот предстоящие выборы в Северном Рейне – Вестфалии будут для партии, выспренно выражаясь, судьбоносными. Во-первых, это вам не крошечный Саар, а во-вторых, там «зелёные» уже семь лет состоят во власти, а потому у них должно быть что-то кроме прекраснодушных разговоров, что можно предъявить миру как своё свершение.

Так нет же, согласно опросам общественного мнения, их поддержка сейчас суммируется в весьма небезопасные для будущего 6 процентов. Да если еще учесть, что по сравнению с итогом предыдущих выборов она упала почти вдвое, то угроза станет очевидной. Если реализуется подобный прогноз, то для партии «зелёных» это станет просто катастрофой. На федеральных выборах им уже можно будет особо не напрягаться: жалкий результат практически запрограммирован. Вот поэтому на рейнские выборы брошены все силы, поскольку для ведущих кандидатов «зелёных» это стало вопросом политического выживания. Знатоки внутренней ситуации в этой партии уже намекали, что во втором ряду стоят наизготовку представители «талантливой молодежи», которые с радостью сожрут «изработавшихся стариков».

Да, кстати, выборы в Северном Рейне – Вестфалии назначены на май, так что ждать осталось недолго.

Марина СМИРНОВА

№4-5(120), 2017