Зрячее око истории

n13
image_pdfimage_print

Курьёзная фраза из недавней заметки в одной сохраняющей популярность российской газете: «Режиссёра Александрова сняли с любимой лейкой на крыше гостиницы Москва». Только из следующего предложения становится ясно, что речь идёт не о садовом инвентаре, с которым режиссёр зачем-то взобрался на крышу здания, а о знаменитом фотоаппарате «лейка»…

А теперь перейдём от важности употребления кавычек в орфографии «великого и могучего» к захватывающей истории аппарата этой марки, которой исполнилось 100 лет. Его заслуженно называют «оком, открывшим мир многим миллионов людей».

С этим портативным устройством – простым в обращении, лёгким (вес немногим более 400 граммов), сверхнадёжным и почти бесшумным – работали многие выдающиеся фотографы и фотохудожники. С его помощью запечатлены героические и трагические моменты современной истории, а некоторые чёрно-белые кадры воспринимаются как картины, написанные великими мастерами. Но при этом мало кто помнит имя создателя «лейки».

Первую модель аппарата начал разрабатывать ещё в 1913 году немецкий инженер Оскар Барнак. Страдая астмой, он, тем не менее, увлекался альпинизмом и сильно уставал от неизменной ноши при восхождении на вершины гор – огромного фотоаппарата с треногой и стеклянными пластинами, которые приходилось менять после каждого снимка. Фотограф-любитель работал на фабрике Лейтца, изготавливавшей объективы для микроскопов, и попытался сконструировать карманную фотокамеру, которая использовала бы стандартную 35-миллиметровую киноплёнку. По его замыслу, «маленькие кадры должны обеспечивать великие изображения». Уже через несколько лет Оскар обнаружил, что его устройство способно запечатлевать на рулоне одной плёнки до 36 негативов размером 24 на 26 миллиметров. Прототип ознаменовал настоящую революцию в фотографической технике, но только в 1923 году инженеру удалось убедить хозяина фабрики Эрнста Лейтца изготовить более 30 экземпляров своего изобретения. На германской Лейпцигской ярмарке в 1925 году оно появилось под названием «лейка» – сокращение от слов «Лейтц камера».

Успех оказался ошеломительным, и на поток было поставлено производство всё новых моделей. При этом цена была столь высокой, что даже состоятельные люди покупали их в рассрочку. А Оскар Барнак получил известность не только как изобретатель легендарной «лейки», но и как фотограф-репортёр, впервые использовавший её на практике для освещения оперативного события: он удачно снял наводнение реки Лан. Так родилась современная фотожурналистика. В 1931 году появился аппарат со сменяемыми объективами, а через два года – позволяющий фотографировать с замедленной экспозицией, что открыло дополнительные возможности для творчества.

Потрясающие по драматизму снимки были сделаны этим маленьким, но весьма совершенным устройством на гражданской войне в Испании, а затем – во время Второй мировой войны. «Лейкой» и блокнотом были «вооружены» почти все военные корреспонденты, работавшие на фронтах и в тылу. С этой камерой не расставался знаменитейший Анри Картье-Бессон, один из величайших мастеров фотожурналистики. В конце 1950-х – начале 1960-х годов весь мир обошли «иконные» портреты вождей кубинской революции Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары, которые тиражируются до сих пор. Их запечатлел с помощью всё той же «лейки» и 90-миллиметрового объектива известный фотограф Альберто Корда. А какие кадры американских журналистов, работавших с этой камерой, иллюстрируют историю бесславной войны США во Вьетнаме!

В Германии усовершенствованные модели «лейки» выпускают до сих пор, причём, не только в цифровом варианте. С фотоплёнкой всё ещё предпочитают работать некоторые профессионалы художественной съёмки.

В начале 1930-х годов в Советском Союзе был налажен серийный выпуск фотоаппарата ФЭД – внешне точной копии изобретения О.Барнака. Действующие, «неубиваемые» экземпляры советской «лейки» и сегодня можно купить на «блошиных рынках» Москвы и других российских городов. Первое время эту технику собирали воспитанники детской трудовой колонии имени Дзержинского – отсюда и название аппарата: сокращение от Феликс Эдмундович Дзержинский. Выпуск последней модели, зеркальной фотокамеры ФЭД-6, был прекращен только в начале 1990-х годов: советская продукция не выдержала конкуренции с более совершенной японской.

До сравнительно недавних пор у владельцев ФЭДа не вызывало сомнения, что этот аппарат полностью «содран» с немецкого. Однако в России немало историков развития этого вида техники, которые категорически отрицают, казалось бы, очевидной факт. Их аргументы таковы: гораздо раньше О.Барнака, ещё в 1908 году, и значительно более совершенную малоформатную фотокамеру изобрёл талантливый харьковский инженер Корнелий Евтушенко. Он назвал своё детище «циклопом». В 1916 году один из экземпляров аппарата был подарен царю Николаю II. Затем, когда грянули революция и гражданская война, увенчавшиеся разрухой, в России было не до производства фотоаппаратов. И лишь в начале 1930-х в Харькове был налажен выпуск «циклопа-люкс», переименованного в ФЭД…

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№4-5(120), 2017