Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Германия: голоса будут считать по осени

Германия: голоса будут считать по осени

tp-komm-Germ_osen
image_pdfimage_print

Ворвавшись во внутриполитическую жизнь Германии, социал-демократ Мартин Шульц повел себя «как беззаконная комета в кругу расчисленном светил». И на сегодня промежуточные итоги его кампании можно однозначно расценивать как триумфальные: на своём съезде социал-демократы поддержали его выдвижение на пост руководителя партии и кандидата в главы германского правительства с непристойным для демократических процедур итогом – 100%. Вы только представьте себе, каких издевательских комментариев удостоился бы такой результат, случись он в авторитарной России? А для Германии все как так и надо. Ну что тут особенного? Просто тесней сплотили ряды вокруг своего лидера и – вперёд к победе на выборах в бундестаг.

К победе? Это еще надо посмотреть, ведь голоса, как и цыплят, будут подсчитывать по осени, после выборов, назначенных на 24 сентября. «На новенького» Шульцу пока удаётся добиваться успехов в ходе слегка истерической и по-американски рекламной кампании? Но хватит ли этого запала до «дня Д»?

Вот в Вюрцбурге, во время предвыборного выступления, одного из многих в эти дни, он завершил свою речь, привычно ожидая шквала аплодисментов. Ему вежливо похлопали и не более того. Тогда оратор обратился к нескольким «юзос» (членам организации «Молодые социалисты». – Прим. ред.), стоявшим у сцены, чтобы они подогрели толпу, покричав «Мартин! Мартин!». А что, дело привычное, на рок-концертах всегда так делают. Но Шульц не учёл, что эта сцена будет снята и, конечно же, попадёт в Интернет. Политические противники из ХДС с восторгом принялись обсасывать тему: ну вот, рекламная кампания Шульца уже даёт сбои, до осени пороху не хватит. Собственно, ничего другого от них и ожидать было нельзя.

Тем не менее, давайте пристальнее приглядимся к тому, какое влияние оказало появление в игре несостоявшегося футболиста Мартина Шульца на ход кампании.

СДПГ до его вмешательства являла собой откровенно жалкое зрелище. Несколько подряд проигранных парламентских кампаний превратили её в почти бессильного вечного младшего партнёра ХДС, не имеющего никаких шансов на победу в схватке с отчётливо социал-демократизировавшимся ХДС. Для большинства избирателей они не были достойной альтернативой партии «мамаши Меркель». Под продолжительным, но весьма вялым руководством Зигмара Габриэля, не пользовавшегося любовью ни избирателей, ни партийного базиса, поддержка СДПГ, по данным опросов населения, находилась на грани 20%. Такой показатель в Германии считается знаковым: политическая организация, опустившаяся ниже этой планки, утрачивает право считаться «народной партией» – большее унижение для «товарищей» и придумать трудно. А тут политической организации со столь долгой и, несомненно, славной историей в затылок дышат правопопулистские выскочки из Альтернативы для Германии – стыд и срам!

Появление Шульца заставило даже политических оппонентов вспомнить о СДПГ времён Вилли Брандта, Гельмута Шмидта и Герхарда Шрёдера – нет-нет, речь не идет о том, чтобы проводить параллели между новичком и этими мастодонтами: до них Шульцу пока как до царствия небесного. Но у социал-демократов появился реальный ШАНС на победу, что уже само по себе очень много. И тягостные итоги провальных кампаний 2005 и 2013 годов, как кажется сейчас, могут стать печальным, но уже все-таки прошлым. А в перспективе замаячили манящие призраки: «канцлер-партай», возглавляющая кабинет министров обновлённого состава – «красно-красно-зелёный» (с «левыми» и «зелёными»), «красно-желто-зелёный» (со свободными демократами вместо «левых»), а то и вовсе «красно-черный» (с ХДС/ХСС, но уже в роли младшего партнёра). Мечты, мечты…

Последние опросы показали, что СДПГ опережает ХДС, располагая поддержкой в 31% – это на федеральном уровне. А, скажем, в такой социал-демократической земле, как Северный Рейн – Вестфалия, где через два месяца пройдут выборы, ведущий кандидат христианских демократов – Армин Лашет – первоначально имел прекрасные шансы на победу. Но они в прошлом: теперь СДПГ пользуется поддержкой 40% избирателей. А ХДС остаётся далеко позади со своими 26%.

Очень многое зависит от итогов выборов в Сааре. Там игра казалась сделанной уже очень давно: глава земельного правительства и близкое доверенное лицо «мамаши Меркель» – Аннегрет Крамп-Карренбауэр – не только уверенно лидировала, но пользовалась любовью избирателей. И вдруг – сю-у-у-р-прайз – «эффект Шульца» привёл к тому, что сейчас ХДС и СДПГ идут голова в голову. И вместо привычной роли младшего партнёра социал-демократы уже подумывают о роли старшего. А ХДС уходит в оборону…

Пока ей только и остаётся, что утешать себя историями былых побед, скажем, 2013 года, когда социал-демократ Пер Штайнбрюк в начале кампании, по данным опросов, взлетел выше неба, но в итоге набрал скромные 25%, а ХДС финишировала с 41%, чуть-чуть не добрав до абсолютного большинства. Тем не менее, германские СМИ сообщают, что не только сама Меркель, но и глава парламентской фракции Фолькер Каудер, и генеральный секретарь ХДС Петер Таубер хранят спокойствие.

Но есть в этой партии и те, кто выступает за то, чтобы не проявлять сдержанность, а активнее оппонировать социал-демократам. К их числу относятся глава Христианско-социального союза Хорст Зеехофер и влиятельные представители консервативного крыла, скажем, Вольфганг Шойбле, Томас Штробль, Йенс Шпан. Многоопытный министр финансов уже сравнил стилистику избирательной кампании Шульца с тем, что проделал в ходе предвыборной борьбы Дональд Трамп. И это было явной отсылкой к тем временам, когда ХДС вела себя куда более боевито, например, при Гельмуте Коле или Хайнере Гайслере. Ветераны не прочь воспользоваться их проверенными рецептами в нынешнем раунде избирательной схватки.

Наступательное ведение предвыборной борьбы – дело хорошее, кто же спорит. Но вот только противник попался очень уж вёрткий, из тех, которых пестом в ступе не поймаешь. Программа? А она у него укладывается всего в два слова – социальная справедливость. Вот и попробуй вести содержательную полемику с тем, кто выступает за всё хорошее против всего плохого.

Можно, конечно, от отчаяния опуститься до перехода на личности, но и тут на Шульца где сядешь, там и слезешь. Он предлагает избирателям классическую социал-демократическую историю человека из низов, который сам себя сделал. В его биографии есть все, что надо: драматический личный кризис (травма, навсегда лишившая возможности стать профессиональным футболистом), последовавшее за этим пьянство, от которого помогли избавиться добрые друзья, разумеется, молодые социал-демократы, одарённость, позволившая накопить впечатляющий багаж знаний и цитат и овладеть несколькими иностранными языками (нигде не учился, даже школу и ту не окончил, а до всего допёр самоуком). Ну, прямо-таки «всем лучшим во мне я обязан книгам». И поди докажи, что это не так.

Ну что, в самом деле, выяснять хорошо ли играл в футбол чуть не полвека назад юный Шульц? И не было ли заявленное пьянство простым юношеским излишеством от избытка сил – кто из нас по молодости не был грешен.

Самое слабое место Шульца – полное отсутствие какого бы то ни было управленческого опыта, что на земельном, что на федеральном уровне. Но и это по нынешним временам не самый тяжелый грех. В двух предыдущих кампаниях кандидатов Штайнмайера и Штайнбрюка активно подавали как опытнейших управленцев. И что? Это им помогло? А вот то, что Шульц десятилетия провёл в Брюсселе и Страсбурге, вдали от родных пенатов, позволяет говорить о нём как о человеке, не имеющем отношения ко всем осточертевшей национальной политической элите. Христианские демократы попытались пропедалировать тему о том, какое щедрое содержание получают европейские депутаты и как мало они похожи на простых парней из народа. Но и эти инсинуации пока отскакивают от Шульца, как горох от стенки. Ну, никак не получается скроить из него богатея, умышленно заигрывающего с простолюдинами.

Но сентябрьская победа Мартина Шульца всё же далеко не гарантирована. Выше мы уже упоминали земельные выборы, от исхода которых самым серьезным образом зависит финальный результат СДПГ. Если в Северном Рейне – Вестфалии у власти останется Ханнелоре Крафт с результатом близким к сорока процентам, то Шульц получит мощнейший дополнительный импульс. А скромный результат, не говоря уж о проигрыше, нанесёт по нему сокрушительный удар.

Еще сложнее ситуация в Саарланде. Если правительство там как единоличный триумфатор возглавит социал-демократический кандидат – Анке Релингер, то победа эта будет, конечно, отнесена в основном не на её счет, а на счет Шульца. Если же ей придётся делить власть с «левыми», то можно не сомневаться, что финальный спурт Шульца будет серьезно омрачён. ХДС не упустит случая оттоптаться на теме «наследницы СЕПГ» и прочих унылых банальностях. Вы вправе сказать, что сейчас не 1994 год, когда такое работало безотказно, но кто знает, чем такие инвективы обернутся сейчас.

В общем, похоже на то, что германская предвыборная кампания 2017 года может оказаться какой угодно, только не скучной. А все благодаря участию в ней Мартина Шульца. Что ж, и на том спасибо!

Андрей ГОРЮХИН

№3(119), 2017