Главная > Дневник событий > В фокусе > США – ЕС: болевые точки

США – ЕС: болевые точки

6
image_pdfimage_print

Для начала стоит отметить, что различия во мнениях и конфликты интересов между обитателями западного и восточного берегов Атлантического океана были всегда. И в этом смысле нет ничего необычного в трениях, заметно обострившихся с приходом новой вашингтонской администрации. А вот такого, чтобы в Брюсселе открыто называли Китай, Россию и исламский экстремизм угрозой для Европы, прежде, согласитесь, не бывало.

А США? Каковы сейчас главные болевые точки во взаимоотношениях Вашингтона и Брюсселя?

 

«Брекзит»

Дональд Трамп ещё до избрания на пост президента заявил, что он приветствует выход Великобритании из Европейского Союза, и в Брюсселе это вызвало серьезный шок. Назвав решение британцев «мудрым», поскольку ЕС это всего лишь средство, с помощью которого Германия добивается реализации своих интересов, он нажил себе немало врагов, что в Берлине, что в Брюсселе. Главе лондонского кабинета министров Терезе Мэй он пообещал открыть привилегированный доступ на американский рынок, что нельзя рассматривать иначе, как попытку ослабить позиции ЕС на переговорах по «Брекзиту».

 

Россия

Несмотря на то, что все западные масс-медиа охотно муссировали похвалы Трампа в адрес российского президента, ни в какие конкретные политические шаги эти слова не воплотились. Неподдельный ужас, который у некоторых европейских дипломатов вызывали якобы существующие планы облегчения, а то и снятия Вашингтоном антироссийских санкций, продиктован простым и очевидным пониманием того, что единый европейский фронт против Москвы удается держать огромным напряжением сил, и достаточно лишь одного вашингтонского примера, чтобы вся конструкция затрещала по швам. Дональд Туск также открыто говорил о том, что европейцы зависят от «сверхдержав» – России, США и Китая.

 

Иран

По этой теме позиции Брюсселя и Вашингтона пока прямо противоположны. Дональд Трамп с присущей ему категоричностью уже успел заклеймить заключенный его предшественником ядерный договор с Тегераном, как «самую плохую сделку, которая когда-либо была достигнута». В Европе же даже британцы, которые как баба-яга всегда против, и те готовы придерживаться достигнутых с Ираном соглашений. И если США все же решат, что настало время бить горшки, то проблем в Европе прибавится.

 

Ближний Восток

США, мягко говоря, с предубеждением относятся к перспективам мирной конференции в Париже, где единственной возможностью урегулирования израильско-палестинского конфликта будет продвигаться идея создания двух государств. ЕС пока стоит на своём, а Трамп однозначно заявил, что выше всего ставит интересы безопасности Израиля – традиционная позиция США в этом вопросе.

Запрет на въезд в США гражданам семи мусульманских стран вызвал в Европе полное неприятие. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что даже в ходе борьбы с терроризмом такие меры необоснованны. Европейская Комиссия в очередной раз повторила, что ЕС не допустит никакой дискриминации по признаку национальности, вероисповедания или расы. Нервно отреагировали на это решение европейские компании и европейские биржи.

 

Торговля

Переговоры о зоне свободной торговли между США и ЕС еще при Обаме шли ни шатко, ни валко. Сейчас им, похоже, просто пришел конец. Администрация Трампа выступает за то, чтобы эти обсуждения велись на двустороннем межстрановом уровне. После того, как новый президент США пригрозил европейским автомобильным концернам, вроде БМВ, огромными штрафными пошлинами, тема торговли имеет все шансы стать серьезным камнем преткновения в трансатлантических отношениях.

 

Конкуренция и банки

Здесь европейцам ещё предстоит дождаться, какой будет новая позиция США в вопросе о банковском регулировании. Уже длительное время сторонам не удается договориться о том, как все же должны выглядеть предписания по величине собственного капитала. Сколько еще продлятся обсуждения этого вопроса в Базеле – бог весть.

Защита интересов крупных американских концернов вроде «Эплл» и «Старбакс» тоже началась отнюдь не при Трампе. Американские министры финансов регулярно сетуют на «притеснения» компаний из США со стороны европейских антимонопольных органов, ведущих свои придирчивые расследования.

 

Валюта и экспорт

Здесь больше всего от американцев достаётся Германии. США постоянно жалуются, что экспорт из ФРГ намного превышает импорт. Но формулировка, которую использовал главный экономический советник Трампа Питер Наварро в газете «Файнэншл таймс», была беспрецедентно острой. Он обвинил немцев в том, что они уже длительное время поддерживают относительно низкий курс евро, чтобы получить торговые преимущества за счет США и своих европейских союзников. Конечно, Ангела Меркель эти обвинения отвергла, а что ей оставалось делать? Справедливость требует признать, что за положительный баланс внешней торговли немцев критикуют весьма многие, а не одни только США.

Марина СМИРНОВА

№2(118), 2017