Главная > Финансы & банки > Экономика > Потребуется несколько десятилетий,

Потребуется несколько десятилетий,

image_pdfimage_print

чтобы исчезла стена между «старой» и «новой» Германией

Двадцать лет назад Западный Берлин окружала 160-километровая бетонная стена, ставшая символом разобщения Германии и всей Европы. Теперь ее больше нет. Но, несмотря на то, что подрастает уже второе поколение немцев, для которых существование двух Германий – не более чем исторический факт, стена между пятью «новыми» и одиннадцатью «старыми» федеральными землями по-прежнему существует. Только стена эта – незримая, подтверждающая видимую лишь экспертам, но от того ничуть не менее непреложную истину: эксперимент по воссоединению германского экономического пространства еще весьма далек от завершения.

Слово «эксперимент» кажется вам не подходящим к этому случаю? И, тем не менее, это так. В результате воссоединения Германии экономистам представилась редкостная возможность изучить реакцию хозяйственной системы на всеобъемлющие и непредсказуемые изменения рамочных условий. Это было тем более важно, поскольку даже в период глобализации влияние политических барьеров на торговые отношения остается весьма значительным. Последние исследования свидетельствуют: несмотря на все зоны свободной торговли, валютные союзы, современные средства коммуникации и транспорта, политические границы по-прежнему оказывают огромное влияние на торговые потоки. Несмотря на все благодушные разговоры про мир без границ, статистика легко подтвердит: объемы обращения товаров внутри стран в несколько раз превосходят трансграничную торговлю.

Вот, к примеру, результаты, к которым пришли в ходе исследования два европейских экономиста – Фолькер Нитш, профессор Дармштадтского технического университета, и Николаус Вольф, профессор Варвикского университета. Они проанализировали товарные потоки между 101 транспортным регионом Германии в период с 1995 по 2004 год, учитывая автомобильные, железнодорожные и речные перевозки для всех групп товаров. Так вот, даже спустя десятилетия объем товарообмена между «старыми» и «новыми» федеральными землями остается на 30% ниже, чем внутри каждой из этих зон.

Преодолеть это разделение не помогли гигантские инвестиции в интеграционную инфраструктуру. Да, они, конечно, ускорили процесс, но по данным Ф.Нитша и Н.Вольфа, лишь незначительно. Если экстраполировать эти результаты, предполагают авторы, то эффект бывшей германо-германской границы исчезнет полностью только по завершении 33-40 лет.

Звучит не особенно оптимистично… Дескать, прождали 20 лет, так подождите еще столько же. Словом, говорить о том, что Германия и в самом деле стала единым экономическим пространством, можно будет году этак к 2030-му.

Итак, экономические и социальные связи прореагировали на политические изменения с гораздо большей инерцией, чем это можно было ожидать поначалу. И это притом, что усилия и средства в восстановление статус-кво, существовавшего до 1945 года, были вложены огромные, пожалуй, даже беспрецедентные.

«Основываясь на этом, в общем, имеет смысл проводить различие между де-юре-масштабами и де-факто-масштабами либерализации торговли. Результаты исследования позволяют заключить, что эмпирически наблюдаемое большое влияние политических границ на торговлю, далеко не в первую очередь обусловлено политически же мотивированными преградами (к примеру, таможенными и нетарифными барьерами), а основывается на других, более глубинных факторах», – считают ученые.

Таким образом, политическое вмешательство в процесс установления торговых обменов может дать достаточно ограниченные результаты. Проще говоря, напортить политики могут изрядно, но для достижения серьезных интеграционных результатов одних их судьбоносных решений явно недостаточно. «Очевидно, что необходимо определенное время, прежде чем политическая интеграция выльется в ощутимую экономическую интеграцию. Этот вывод не в последнюю очередь важен и для интеграционных процессов в рамках Европейского Союза», – пишут Ф.Нитш и Н.Вольф.

Значит самое большое препятствие для подлинного объединения Европы в одно целое отнюдь не в технологических барьерах или политических границах, а в куда более фундаментальных факторах. Инфраструктуру можно преобразовать и обновить, политические границы можно устранить. А вот что делать с труднопреодолимыми преградами, существующими в головах ее граждан, сказать не сможет никто. Вот и остается только одно – ждать…

Андрей ГОРЮХИН

№11(38), 2009