Кто разрушит Евросоюз?


Отцы-основатели Евросоюза известны – Монне, Шуман и так далее. Возможно, однажды появится список тех, кто способствовал его распаду или хотя бы заметному ослаблению. Первую строчку в нем займет канцлер Германии Ангела Меркель. В отличие от всех ее предшественников, способствовавших укреплению этого объединения, она в немалой степени действовала, видимо, сама того не желая, в обратном направлении, порождая, а в некоторых случаях усиливая антиевропейские настроения у народов стран-членов. Главная причина этого – отсутствие видения далекой перспективы и умелое следование за настроениями немецких избирателей.

В чем ее смогут упрекнуть?

Первое по времени – навязывание партнерам курса жесткой экономии, невзирая на условия. Пример – судьба Греции. Причем, наряду с жесткими требованиями к Афинам главной ее заботой было спасение кредитов, выданных Греции германскими и французскими банками. В условиях экономического застоя Берлин твердо стоял на своем.

Второе – катастрофические последствия решения открыть двери беженцам и иммигрантам. Когда при попустительстве Турции сотни тысяч человек хлынули через границы, канцлер принялась говорить, что хочет принимать только страдальцев-сирийцев (ясное дело – они более образованные и светские), а когда дома заворчали, особенно в Баварии, она стала прикрывать границы, оставив толпы людей в других странах, прежде всего на Балканах. Некоторые другие страны тоже закрыли границы. Потом канцлер поддалась шантажу турок, заплатив им из общих денег.

Третье – Украина. Германия вместе с Великобританией и Польшей поддерживали усилия США по раздуванию майданного пожара. Каждый из спонсоров украинского несчастья преследовал свои цели, ну, а Германия решила превратить украинскую территорию в зону собственного экономического влияния, став, в том числе, флагманом антироссийских санкций в ЕС. Результат этой деятельности тоже известен.

Четвертое – кризис еврозоны и евро. Единую валюту очень хотели ввести в свое время французы, видя в ней способ сдерживания экономического могущества немцев. Расчет оказался ошибочным – евро как раз способствовал экономическому могуществу Германии как главной страны-экспортера внутри ЕС, и ослаблению других экономик, лишившихся возможности маневра через явную или скрытую девальвацию. Без евро в нынешних условиях марка ревальвировалась бы, а валюты стран-конкурентов девальвировались бы; при единой валюте немецкая экономика крепла, а экономика партнеров-конкурентов теряла в конкурентоспособности. При этом Берлин не допускает бюджетных вольностей партнеров, которые хотели бы стимулировать развитие, а сам не тратит, как это предусмотрено правилами, собственные бюджетные излишки, которые могли бы простимулировать экономику соседей.

Поменяется ли что-то перед осенними парламентскими выборами в Германии?

Алексей СТРАШЕВ