Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Евросоюз: где же популизм?

Евросоюз: где же популизм?

16
image_pdfimage_print

Традиционные европейские (и не только) политики привыкли называть тех, кто не вписываются в их понимание правильности, популистами. Рост влияния сил, которые с тех или иных позиций критикуют истеблишмент и господствующий курс партии и правительства, они объясняют ростом популизма. Это позволяет им самим чувствовать себя удобно и уверенно, считая остальных маргиналами и отщепенцами.

Но не так всё просто. Рост альтернативных политических направлений разного толка – и правого, и левого – отражает растущее расхождение между европейским населением и истеблишментом, социальными последствиями начавшегося в 2008 году глобального кризиса и разрывом в доходах между разными социальными группами. Правящий класс стал восприниматься в Европе как коррумпированный и паразитический, неспособный справиться с новыми вызовами.

Вот, к примеру, Италия. В конце 2016 года там произошла смена правительства после того, как тогдашний премьер Маттео Ренци проиграл референдум, устроенный им для утверждения его конституционных реформ. Он подал в отставку, поскольку в ходе предвыборной кампании пообещал сделать это, если итальянские избиратели его не поддержат в ходе голосования. Хлопая дверью, молодой глава правительства обвинил во всем популистские настроения.

Вряд ли. А что считать популизмом?

Придя к власти в 2014 году, Ренци пообещал провести необходимые реформы, вытащить страну из экономического застоя и тем самым укрепить свои политические позиции. Ему поверили. Однако на деле премьер предпочел идти более простым путем, раздавая денежные подачки определенным категориям граждан. Он предоставил налоговую скидку в 80 евро всем, кто зарабатывает меньше 26 тысяч евро в год, начал создавать рабочие места для школьных учителей за счет увеличения дефицита госбюджета, предоставил специальные бонусы пенсионерам, а «культурные ваучеры» в размере 500 евро – молодым итальянцам младше 18 лет. В качестве одного из аргументов в свою пользу перед референдумом тогдашний глава правительства выдвинул обещание возобновить рост зарплат госслужащим, которые были заморожены 7 лет назад. Однако эти меры не обернулись ростом спроса, не стимулировали экономическое развитие Италии, хотя в общей сложности такие выплаты составили 1% ВВП!

Возникает вопрос: а что же тогда считать популизмом?

Наверное, вместо этого европейским лидерам следует задуматься, как все же обеспечить экономический рост.

Андрей СЕМИРЕНКО

№1(117), 2017