Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Как ускорить расставание?

Как ускорить расставание?

17
image_pdfimage_print

Во всём спектре вопросов, связанных с иммиграционной политикой стран ЕС, одной из самых насущных остается тема вывоза за пределы Союза тех, кому в предоставлении убежища отказано. Ни для кого не секрет, что искатели счастья используют любые предлоги и поводы, лишь бы зацепиться хотя бы за краешек европейского рая. Фабрис Лежери, исполнительный директор «Фронтекса» – европейского агентства по охране границ – недавно назвал настораживающую цифру: «В ЕС 43% лиц, не имеющих права на пребывание в Союзе, не высылаются».

Однако, похоже, что это положение будет меняться, и серьезный вклад в перемены намерен внести сам «Фронтекс» (см. «"Фронтекс", дубль-2», №7-8(112), 2016). В рамках этого агентства создано новое подразделение из 690 человек, которые уже приступили к работе. Их задача состоит именно в том, чтобы ускоренно проводить процедуру высылки. Для этого экспертов из подразделения могут командировать в страны Союза, чтобы они координировали и организовывали весь процесс расставания «понаехавших» с Европой. Как именно это будет протекать, нам, видимо, предстоит узнать в будущем, когда нас познакомят с конкретными примерами деятельности экспертов по высылке. Пока же все ограничивается указаниями на то, что командированные будут «оказывать срочно необходимую техническую и оперативную поддержку». А член Европейской Комиссии, куратор миграционной политики ЕС Димитрис Аврамопулос питает надежду на то, что ускорение высылки «отказников» уменьшит стремление нелегальных мигрантов достичь желанных берегов Европы. Теоретически это, конечно, так, а вот что будет на практике…

Что порождает некоторый скептицизм в отношении намерений «Фронтекса»? Поясним. Никаким новыми полномочиями в вопросе высылки эта организация пока не наделена, и вся соответствующая деятельность по организации расставания с незваными гостями по-прежнему останется в компетенции национальных государств. Равно как и принятие решений о том, кто имеет право на получение убежища, а кто нет.

Вот почему деятельность «экспертов по высылке» будет, скорее всего, носить факультативный характер и вся надежда только на то, что сами страны поспешат снять с себя лишнюю обузу. Но что же мешает им это делать сейчас? Причин масса.

Это и политический балаган, который устраивают вокруг острой темы желающие нажить себе медийный капиталец, это и правозащитные танцы с бубном, исполняемые теми, кто никак не хочет лишиться доказательств собственной значимости, а также массы сопряжённых с этим ништяков, и неспешность государственных чиновников, которым надрываться на работе вовсе ни к чему.

Но, так или иначе, а перестройка «Фронтекса» в соответствии с требованиями текущего момента, безусловно, идёт. Прошлой осенью в Брюсселе было решено усилить охрану внешних границ ЕС и в связи с этим укрепить агентство в кадровом отношении. С декабря прошлого года в нём появилось 1500 новых сотрудников, что в сравнении с ранее имевшимися 1300 пограничниками рост весьма и весьма заметный. Хотя в сопоставлении с протяженностью внешних границ Союза это можно, как говорят немцы, сравнить с каплей, упавшей на горячий камень.

И все же нельзя не согласиться с главой «Фронтекса», что образованная экспертная группа поможет несколько разгрузить национальные органы, порой задыхающиеся от наплыва искателей счастья. Особенно в средиземноморских государствах, вроде Греции и Италии. Закрытие «балканского транзита», как и предупреждали сведущие люди, привело к резкому росту числа «понаплывших», от которых буквально спасенья нет. Итальянское правительство уже сообщало, что только с октября до конца 2016 года в страну прибыло почти 50 тысяч человек – в дополнение к тем, кто там уже всеми правдами и неправдами оказался. Министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано заявил, что страна спасла жизнь многим мигрантам, но ни в коем случае не позволит им нарушать действующие правила. Другими словами, предложил «дорогим гостям» быть готовыми к тому, что им придется расстаться с Апеннинами и вернуться восвояси.

При этом Рим, очевидно, делает ставку на двусторонние договоренности со странами, являющимися источникам миграции, а также с транзитными государствами. Скажем, договор об экстрадиции обновлён с Тунисом, а с Нигером, важным транзитёром миграционных потоков, переговоры близки к завершению. Ожидается, что с другими государствами Африки будут подписаны соглашения по образцу сделки между Турцией и ЕС. А.Альфано признаёт, что сделка выйдет для ЕС весьма дорогостоящей, но альтернативы ей он не видит. Когда мигранты уже окажутся в ЕС, суетиться будет поздно.

Что именно выйдет из «миграционной политики, сочетающей жесткость и человечность» (формулировка А.Альфано), мы ещё увидим. Пока что итальянское министерство внутренних дел хочет предпринять знаковый шаг: установить норму, в соответствии с которой отказ в предоставлении убежища не будет подлежать обжалованию. И, соответственно, «отказников» будут без дальнейших обсуждений приглашать на выход.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№1(117), 2017