Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Что делать Брюсселю с избирателями?

Что делать Брюсселю с избирателями?

20
image_pdfimage_print

Новая угроза нависла над уютной жизнью брюссельских еврочиновников и их коллег в столицах стран Евросоюза: избиратели!

Граждан перестал удовлетворять выбор, который им предлагают из года в год в рамках политического мейнстрима, поэтому их все больше тянет на клубничку – запретный плод в виде всевозможных альтернативных сил и движений, как правой, так и левой направленности.

Отдельные победы альтернативщиков поначалу не вызвали особой тревоги – таких лидеров либо бесцеремонно обламывали, как в разоренной Греции, либо жестко контролировали, как в Венгрии. Но на протяжении 2016 года волна голосования против официально провозглашаемого курса стала захлестывать возведенные идеологические и пропагандистские дамбы, в том числе, захватив и богатые, процветающие страны.

Летом британцы проголосовали за «Брекзит». Осенью «неправильный» кандидат победил на президентских выборах в Болгарии (а заодно и в Молдавии, хотя она и не входит в ЕС). Референдум по реформе конституции смел итальянское правительство Маттео Ренци. В фавориты на выборах президента Франции, намеченных на апрель 2017 года, вырвались не совсем ортодоксальные кандидаты. Результат весенних парламентских выборов в Нидерландах может преподнести большие сюрпризы. Да и четвертый канцлерский срок Ангелы Меркель, который она хотела бы начать следующей осенью, выглядит не совсем бесспорным. А тут еще главой Белого дома избран Дональд Трамп, про которого европейский истеблишмент на протяжении месяцев говорил всякие гадости, откровенно подыгрывая его сопернице.

Такая тенденция нарушила спокойное течение брюссельской жизни, сделав вполне реальной перспективу смены лидеров на фоне нового политического запроса со стороны избирателей и, что еще тревожнее, части правящего класса. Ведь именно в этом – главный смысл результатов заокеанских выборов президента, когда значительная часть истеблишмента, включая реальный сектор экономики и часть силовых структур, а также общества выдвинула и поддержала Трампа, который предложил альтернативный путь решения неизменной задачи сохранения лидерства США в мире. Если вы заметили, его больше не называют популистом, разве что закоснелые противники избранного президента, не желающие приспосабливаться к новым веяниям.

Теперь можно ожидать, что и в Евросоюзе постепенно сторонников различных альтернативных путей развития тоже перестанут считать популистами, и произойдет смена политических вех.

Но все ли в Брюсселе уцелеют в изменившиеся времена?

Светлана ФИРСОВА

№12(116), 2016