Всеобъемлющее Большое Евразийское партнерство: уход от реальности или возвращение к ней


В 2016 году тема построения Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства (далее – ВсеБЕАП) стала одной из крупнейших внешнеполитических сенсаций. У многих в Соединенных Штатах Америки и странах Европейского Союза (ЕС) возникло ощущение, будто бы она появилась неизвестно откуда. На пустом месте. Что она не имеет предыстории. Ни на чём не основана. Вообще является чистой воды спекуляцией. Поэтому к ней можно относиться свысока. Над ней ничего не мешает насмехаться. Её принижать, а то и вовсе игнорировать.

Удивительный подход. Сродни формуле: «если я чего-нибудь не знаю, то этого и не существует». Вынуждены разочаровать любителей порассуждать по поводу того, что они «не читали и не видели». Думали, эта «достойнейшая» традиция советских времен канула в Лету, ан нет: она уцелела, сохранилась и вновь расцвела. Только на совершенно другой почве.

Ошибаетесь. Тема построения ВсеБЕАПа вполне жизненна, реалистична и востребована. Со временем она будет набирать во влиянии на мировые процессы и в значимости.

Как и почему, предлагаем поразмышлять вместе. Только не абстрактно, а на основе уже складывающейся практики и обстоятельно разработанных концептуальных построений.

 
Высококвалифицированные последователи Фомы Неверующего

Несколько недель назад по приглашению его руководства посетили Центр европейских политических исследований (СЕПС)*1, один из ведущих европейских мозговых трестов, базирующихся в Брюсселе и обслуживающих потребности Европейского Союза. Разговор, естественно, зашел, в том числе, и о ВсеБЕАПе. Каково же было наше удивление, когда коллеги из СЕПСа, люди опытные, авторитетные, знающие, к которым институты ЕС очень даже прислушиваются, «на голубом глазу» заявили нам: «ВсеБЕАП – это ненаучная фантастика». В переводе с дипломатического языка – так, галиматья, непонятно что.

На нашу просьбу пояснить, что они имеют в виду, товарищи по исследовательскому цеху, ничуть не смущаясь, заявили примерно следующее. Под углом зрения реальной экономики, проект ВсеБЕАПа бессмыслен. У него нет никакого практического содержания. Имеется точка «А» в лице Китая, как основной фабрики мира, и точка «Б» в лице ЕС, являющегося крупнейшим в мире потребительским рынком. Между ними – пустыня. Китаю нужно только одно – выгодно перебрасывать производимое на Запад. Больше ничего. Остальное от лукавого.

Ни Европе, ни Китаю развитие транзитных регионов не выгодно. ЕС и Китай на самом деле в нём не заинтересованы. Это закапывание в землю сумасшедших финансовых ресурсов, которые теоретически можно использовать с гораздо большей пользой и выгодой. Ведь пункты «А» и «Б» уже связаны между собой. Больше ничего не нужно.

Основная часть экспорта из Китая в ЕС перебрасывается по морю. Это долго, но экономично. Дешевле ничего нет. Поставки ритмичны. Ни излишков, ни дефицита не создают. Позволяют обеспечивать доставку и реализацию товаров наиболее рациональным образом с сохранением максимальной гибкости.

Развитие альтернативных транспортных коридоров путем строительства современных автомагистралей и скоростных железных дорог для контейнерных перевозок конкурировать с морскими перевозками не в состоянии. Оно потребует колоссальных капиталовложений, «отбить» которые в обозримой перспективе не получится. Автомобильные и железнодорожные перевозки на такие расстояния, при любых технических решениях, будут слишком дороги.

Единственным исключением будет переброска изделий по срочным контрактам и скоропортящихся товаров. Но их доля в общем объеме торговли ничтожна. К тому же уже отлажена доставка таких товаров по воздуху. Инфраструктура под неё создана. Оправдала себя. Подрывать её нет никакого смысла. К тому же она, в отличие от автомобильного и железнодорожного транспорта, позволяет работать в условиях реального времени.

Так что призывы к формированию ВсеБЕАПа являются чистой воды фантазиями. У них нет никакого экономического основания. Подвести под них сколько-нибудь рациональный и разумный экономический фундамент не получится. А разговоры о нём есть не более чем сотрясание воздуха.

Ну что же, выкладки убийственные. Они были бы способны посадить на мель любой корабль, ещё не спущенный на воду, если бы хоть как-то коррелировали с объективной реальностью. На деле такой корреляции нет. Политическая практика и экономическая реальность совсем другие. Давайте проанализируем их хотя бы крупными мазками.

 
От деклараций о намерениях к конкретным переговорным трекам

В отличие от многих других случаев, в истории с выдвижением политической инициативы о создании ВсеБЕАПа сначала было дело, а потом слово. На переговорах на высшем уровне, прошедших сперва в России и затем продолженных в Китае, лидеры двух наших стран договорились о сопряжении грандиозных планов Пекина по строительству Экономического пояса Шелкового пути (ЭСШП) с проектной деятельностью Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Такая договоренность стала настоящим прорывом.

Фактически стороны согласились, что будут самым тесным образом сотрудничать и взаимодействовать, а не выталкивать друг друга из Большой Средней Азии. Что будут избегать недобросовестной конкуренции в регионе. Что экономическая мощь Китая, как второй, а в некоторых отношениях уже первой экономики мира, будет поставлена на службу общим интересам. Ни Москва, ни Пекин не будут ставить государства Большой Средней Азии перед дилеммой выбора в пользу одного или другого партнера. Это принципиально иной подход по сравнению с тем, которого придерживаются США и ЕС. Во всяком случае, придерживались до сих пор.

В развитие указанной договоренности Высший евразийский экономический совет в составе глав государств и правительств стран-участниц ЕАЭС принял решение о том, что они будут сообща вести переговоры с Пекином. Иначе говоря, двусторонняя договоренность России и Китая была поддержана всеми членами ЕАЭС. Ей был придан многосторонний формат. Более того, страны ЕАЭС позаботились о том, чтобы она сразу получила практически ориентированный характер. Вести переговоры с Пекином они поручили Евразийской экономической комиссии. Соответствующая работа уже ведется*2.

Кроме того, страны ЕАЭС имеют в виду, что евразийское интеграционное объединение заключит с Китаем договор о непреференциальном торгово-экономическом сотрудничестве*3. С Вьетнамом ЕАЭС подписал соглашение о зоне свободной торговли*4. Оно уже вступило в силу*5. Обсуждаются вопросы, а в отдельных случаях уже предприняты шаги для заключения схожих соглашений со многими другими государствами. В их числе такие разные, как Сербия*6, Индия*7, Израиль*8, Чили, Египет*9 и т.д. Всего порядка 40 (или даже больше)*10. С Пекином достигнуто понимание о том, что создание зоны торговли пока преждевременно. Члены ЕАЭС к ней не готовы. Она сделала бы их экономики уязвимыми. Для углубления экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем необходимо другое.

Вот на каком фоне президентом России В.В. Путиным были озвучены идеи построения ВсеБЕАПа на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (ПМЭФ)*11, которые были затем конкретизированы на переговорах со странами АСЕАН и в дальнейшем с трибуны международного экономического форума во Владивостоке. В своих выступлениях российский лидер дал характеристику основополагающим принципам, в соответствии с которыми должен формироваться ВсеБЕАП. Подчеркнул, что его фундаментом станет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)*12, ЕАЭС и сопряжение ЭПШП с деятельностью ЕАЭС. Высказался по поводу тех экономических, энергетических и инфраструктурных проектов, которые можно было бы осуществить в рамках ВсеБЕАПа. Призвал азиатские и европейские страны сотрудничать в реализации ВсеБЕАПа.

Таким образом, изначально понятно, какое содержание вкладывается в инициативу построения ВсеБЕАПа. Что оно будет из себя представлять в случае реализации. По каким направлениям пойдет его формирование. На что оно будет опираться. Не видеть это, закрывать на это глаза, замалчивать – как-то даже не очень серьезно.

 
Узловые слагаемые Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства

Сегодняшний день проработки идей ВсеБЕАПа – не только переговорные треки, но и конкретные дела. Повсюду осуществляются инфраструктурные проекты, вписывающиеся в концепцию формирования Партнерства. На Каспии, на побережье Балтийского моря, на российском Дальнем Востоке строятся новые морские порты для ускорения и более качественной переработки и перегрузки товаров разного профиля, идущих в различных направлениях. Морским портам придается статус открытых экономических зон, что делает их использование для частного капитала намного более выгодным и менее обременительным.

Прокладываются многополосные шоссе и скоростные железнодорожные магистрали, идущие как с востока на запад, так и с севера на юг и с юга на север. Тянутся магистральные трубопроводы. На слуху в первую очередь «Сила Сибири»*13. Не меньше разговоров вызывает предстоящая прокладка магистрального трубопровода из России в Индию. Договоренность об этом была закреплена на полях встречи лидеров двух ведущих держав суперрегиона в Гоа, где принимающая сторона провела очередной ежегодный саммит БРИКС*14. Оформленная тогда же сделка «Роснефти» по приобретению около половины акций крупнейшей индийской энергетической компании*15 (за которой, естественно, последовал ряд других*16) продемонстрировала, что означает современная глобальная политика инклюзивного бизнеса на практике. «Роснефть» получила в свою собственность нефтеперерабатывающий комплекс (и 2,7 тыс. АЗС), принадлежавший индийским партнерам, куда она направляет сырье, добываемое в Венесуэле*17. Индийцы получили финансовые средства, необходимые им для того, чтобы избежать банкротства и частично расплатиться по наиболее «горящим» долгам, а также гарантированные поставки углеводородов как из Венесуэлы, так и по будущему магистральному трубопроводу из России. Венесуэла получила гарантированный источник дохода, поскольку добываемая там нефть имеет сложный химический состав, а на индийском НПЗ есть необходимое оборудование, дающее возможность её перерабатывать. Российско-индийская сделка замкнула трансконтинентальную цепочку добычи, транспортировки, переработки и сбыта энергоносителей, выгодную всем сторонам*18.

В отличие от западных скептиков, мы видим в сопряжении интеграций и крупных экономических проектов, в частности ЭПШП и ЕАЭС, важнейший инструмент ускоренного развития Большой Средней Азии, нашего Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири. Реализация инфраструктурных проектов и создание транспортных коридоров по горизонтали и по вертикали подключат к ним отдаленные регионы, превратят их в точки роста, сделают их более выгодными для инвестиций, включат в цепочки производства и сбыта. Это именно то, в чем они нуждаются. У каждого региона есть свои собственные естественные преимущества, которые можно использовать к общей выгоде.

В экономическом плане Россия может предложить в качестве своей лепты в насыщение ВсеБЕАПа конкретным содержанием не так уж и мало. Это глобальные системы связи, точного позиционирования в пространстве любых движущихся объектов, дистанционного зондирования Земли из космоса и т.д. Это вывод на околоземную орбиту спутников с различной полезной нагрузкой и разного функционального назначения, а также ноу-хау длительной работы в невесомости*19. Это софт в любом диапазоне от компьютерных игр обучающего характера до систем управления и вычислений любой сложности и их защиты от взлома и иного внешнего вмешательства. Это строительство атомных электростанций нового поколения повышенной безопасности и высочайшего качества, в разработке, освоении и эксплуатации которых мы являемся признанным мировым лидером*20. Гарантированные и надежные поставки энергоносителей повсюду в суперрегионе ВсеБЕАПа. Согласно хорошо известным статистическим данным, Россия дает 10% мирового производства первичной энергии*21. Половину она перерабатывает и потребляет. Половину отправляет на экспорт. На Владивостокском Восточном экономическом форуме российский бизнес вышел с предложением о создании Азиатского энергетического кольца и заручился политической поддержкой, необходимой для реализации столь масштабного экономического мегапроекта*22. Это военная техника в любом диапазоне от подводных и надводных кораблей до новейших зенитных комплексов. Это обучение граждан третьих стран широкой номенклатуре профессий, подготовка и переподготовка кадров и т.д.

Перечень, конечно, можно было бы продолжить. Но всё это относится, как говорится, к тому, что лежит на поверхности. Есть ещё и многое другое, что относится к естественным преимуществам нашей страны. В их числе – изобилие пресной воды, которой так не хватает во многих странах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Огромные территории с плодородной землей и благоприятным климатом, которые можно было превратить в житницу суперрегиона. С такой ролью, в частности, в случае применения передовых сельскохозяйственных технологий и рачительного ведения хозяйства, справилось бы Приморье. Холод в неограниченном количестве бесплатно и круглогодично, возможности многофункционального использования которого абсолютно безбрежны. В российскую субарктику было бы выгодно перебросить центры хранения облачной информации, применения технологий больших цифр и т.д.

Насколько велик может быть вклад России в совершенствование международного экономического сотрудничества и регулирования/управления мировой экономикой, свидетельствует наш опыт председательствования в БРИКС, АТЭС, ШОС, G 20 и G8. Каждый раз, когда Москва вставала на капитанский мостик, соответствующие международные структуры начинали действовать намного более энергично, результативно, продуманно. Москва ориентировала их на получение конкретного результата, на работу по такой повестке, которая была бы максимально актуальной и отвечала на запросы всех участников*23. Это тоже дорогого стоит.

Кроме того, Россия готова была бы позитивно отнестись к постановке вопроса о включении в трансконтинентальные коридоры, составляющие стержень ВсеБЕАПа, Северного морского пути. Об этом, в частности, шла речь на юбилейной научно-практической конференции, организованной Российским советом по международным делам (РСМД) в Москве осенью 2016 года*24. Северный морской путь (СМП), естественно, ещё понадобится обустроить для стабильного регулярного судоходства, когда в результате продолжающегося потепления климата он откроется чуть в большей степени. Понадобится построить флотилию ледоколов нового поколения, которые могли бы проводить караваны судов или непосредственно брать на борт грузы и уверенно противостоять стихии. Нужны будут колоссальные капиталовложения.

Скептики утверждают: они преждевременны. Непонятно, кто и что будет возить по СМП. Свои нынешние потребности в грузоперевозках Китай удовлетворяет с использованием уже имеющихся транспортных артерий. На их модернизацию он бросил слишком много, чтобы отказываться от их эксплуатации. Наращивать товаропоток он вряд ли будет – перед ним стоят другие задачи, связанные с переориентацией с внешних на внутренний рынок. К тому же в глобализации наметилась пауза. Пока все решили сделать ставку на регионализацию. Она также будет работать против ускоренного освоения СМП.

Аргументы весомые. Их обязательно надо просчитывать. Только жизнь не стоит на месте. Гонка за освоение Арктики уже началась. Заказы на строительство ледоколов нового поколения размещены. Первые тендеры на переоснащение северных портов проведены. Выигрыш достался крупнейшим мировым компаниям, не привыкшим бросать деньги на ветер. Прорабатывается вопрос о предоставлении этим портам юридического статуса свободных экономических зон. Пробные проводки торговых караванов по СМП показали их эффективность. Достигается большая экономия времени на транспортировку и снижение эксплуатационных расходов. До 30%. Значит, эксплуатация СМП чрезвычайно выгодна. Поэтому на самом деле в будущем, в случае надлежащего обустройства СМП, он будет оттягивать на себя часть мирового грузооборота. Таким образом, СМП – очень большой и важный ресурс, который также можно будет поставить на службу ВсеБЕАПу.

 
Множественность целей и ипостасей сотрудничества в рамках Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства

Экономическое сотрудничество, мегапроекты, сопряжение интеграций – очень важное, но отнюдь не единственное измерение ВсеБЕАПа. Он имеет и несколько других, не менее весомых. Для обеспечения стабильного поступательного развития, благоприятных условий ведения бизнеса и стратегического планирования на всех уровнях – будущего своих детей, удержания прежних и завоевания или создания новых рынков, технического переоснащения производства и сферы услуг, маневра государственными ресурсами и постановки перед страной новых целей, нужны внутренняя и внешняя безопасность. Необходимы гарантии против вмешательства извне и навязывания моделей общественного или иного устройства, не выстраданных самим обществом, плохо или никак не коррелирующих с исторической памятью народа и особенностями текущего момента. Нужны четкие и хорошо просчитанные общепринятые правила игры на международной арене, которых придерживаются все страны без исключения, и устойчивый миропорядок. Такое мироустройство, которое бы ограждало от неожиданностей и не допускало подмены коллективных многосторонних мер односторонними.

Всё это и призван дать ВсеБЕАП. В его основу кладётся строгое следование фундаментальным принципам и нормам действующего международного права в сугубо позитивном, системном и взаимовыгодном их понимании. К их чести все страны, выступающие нынешними и потенциальными драйверами ВсеБЕАПа, прежде всего Китай, Россия и Казахстан, фактически договорились положить инклюзивность, недискриминационное международное сотрудничество, суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы и угрозы силой, уважительное отношение ко всем культурам, религиям и цивилизациям. Причём акцент сделан именно на инклюзивности – сотворчестве народов в определении будущего и формировании общих правил, которыми должны руководствоваться государства. Плюс к этому выбор в пользу таких тактических и стратегических решений, которые бы никого не оставляли за бортом, которые обеспечивали бы поступательное развитие каждого и благодаря этому – уверенное, стабильное развитие всех. Формулирование политики, осуществляемое так и таким образом, чтобы все могли вносить свой посильный материальный и интеллектуальный вклад в этот сугубо позитивный процесс.

Ещё в середине 1990-х годов лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым был выдвинута инициатива формирования системы коллективной безопасности в Азии*25. Были начаты консультации. Созданы поддерживающие их международные структуры. Сейчас предложения о формировании системы коллективной безопасности в нашем суперрегионе как никогда актуальны. Они откликаются на конкретные потребности, в осознании которых наметился осязаемый сдвиг. Напряженность растет. Дуга конфликтов и нестабильности протянулась от Средиземного моря через Ближний Восток и Большую Среднюю Азию до Тихого океана. Она затрагивает сейчас самые разные и непохожие уголки планеты. Такой судьбы не избежали даже Южная и Юго-Восточная Европа, не только Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия. Территориальные и схожие споры между Китаем и Японией, Китаем и Вьетнамом и другими странами АСЕАН, между Японией и Россией, Индией и Пакистаном и многие др. стали элементом повседневной внутриполитической и международной жизни. Не говоря уже о межрелигиозных войнах и повсеместном наступлении международного терроризма. Мириться с этим больше нельзя. Надо что-то срочно предпринимать. Чтобы не «тушить пожары», когда они выйдут из-под контроля. Не «махать кулаками после драки». Не бежать вдогонку за событиями. А упреждать их развитие по негативному сценарию. Что и как – предлагает ВсеБЕАП.

Точно так же общепризнанным фактом является нагнетание напряженности в разных уголках суперрегиона под влиянием внешних сил. Подрывная, диверсионная деятельность, накачка незаконных формирований оружием, предоставление своей территории для отдыха, подготовки и переподготовки вооруженной оппозиции, как и любых других незаконных формирований строго-настрого запрещены действующим международным правом. Многие из этих действий, а также пособничество террористам, финансирование, снабжение и поддержка террористов квалифицируются международными договорами и резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН в качестве актов агрессии и/или международных преступлений. Однако на протяжении почти четверти века наши западные коллеги, преследуя свои узкокорыстные и неверно понятые интересы, предпочитают об этом забывать. К чему это привело, убедительно свидетельствуют горящий Большой Ближний Восток. Разорванные на части и растерзанные Ливия, Ирак, Сирия, оба Судана, Йемен, Украина, Грузия и т.д. Нескончаемая война в Афганистане. Формирование террористического «интернационала», сторонники которого прописались не только на Большом Ближнем Востоке, но и в Европе, Большой Средней Азии, фактически повсюду.

Нормальное понимание и применение международного права надо восстанавливать*26. Добиваться строжайшего запрета на его интерпретацию, дарующую кому-либо, читай Вашингтону и Брюсселю, право на применение силы в одностороннем порядке. Будь то военной, информационной или экономической. Формировать такие институты и механизмы, которые поставили бы заслон на пути всех тех, кто по своей прихоти переигрывают результаты парламентских и президентских выборов в других странах, меняют неугодные правительства, используют любые подручные средства, лишь бы нанести урон государству, с которым не получается вести честную конкурентную борьбу. Это тоже те задачи, которые призван решать ВсеБЕАП. Те цели, достижения которых он будет добиваться. Важно, что у него есть для этого необходимые возможности. Ведь во ВсеБЕАП войдут крупнейшие государства планеты. При наличии политической воли у них будет достаточно сил и средств, чтобы предотвращать столкновения между собой и пресекать попытки внешних сил дестабилизировать ситуацию в отдельных странах и районах суперрегиона.

На успех данного измерения ВсеБЕАП Россия готова работать со всей самоотдачей. Москве есть, что предложить. Есть, что внести в «общий котел». В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, без которого легитимным образом не могут решаться никакие вопросы войны и мира. В качестве одной из двух наиболее мощных ядерных держав планеты, поддерживающих ядерный паритет, от которого зависит стратегическая стабильность на планете. В качестве страны, имеющей один из наиболее эффективных потенциалов ведения оборонительных и наступательных войн, что убедительно продемонстрировала операция российских Военно-космических сил (ВКС) в Сирии. В качестве одного из крупнейших поставщиков современных вооружений на мировой рынок. В качестве нации, которая всегда боролась за справедливость в международных отношениях, против захватчиков и идеологий, утверждающих цивилизационное превосходство одних народов и наций над другими.

То же касается и мягкой безопасности. Она востребована в суперрегионе Большой Евразии не в меньшей степени, чем жесткая. Терроризм, экстремизм, радикализм, оргпреступность, наркотрафик, нелегальная миграция, усиление незаконных субэтатистских формирований, вступающих в открытую конкуренцию с государственными институтами, внешнее оркестрирование протестных настроений, кибератаки, подрывная деятельность из-за рубежа являются вызовами для всех входящих в него стран. Даже наиболее мощных и стабильных. Вот ещё одно измерение ВсеБЕАПа, становлению которого государства-участники постараются уделять приоритетное внимание.

И здесь, в обеспечении мягкой безопасности региона Россия могла бы сыграть ключевую роль. Наша страна стоит в авангарде борьбы с международным терроризмом. Речь не только о той войне, которую российские вооруженные силы развернули против т.н. Исламского государства. Россия одной из первых приняла на себя удар международного терроризма, поддерживаемого разношерстными внешними силами. Но сумела выдержать его. Смогла доказать, что международный терроризм нужно и можно побеждать. Накопила колоссальный опыт международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Когда в США случилось 11 сентября 2001 года, и США стали жертвами международного терроризма, Россия первой протянула руку помощи и активно включилась в формирование международного антитеррористического фронта. Не наша вина в том, что он не заработал на полную мощность. Что сторонников, адептов, пособников международного терроризма повсюду становится всё больше. Что терроризм, как раковая опухоль, разрастается по всей планете. В рамках ВсеБЕАПа Россия убедит партнеров не допускать те стратегические ошибки и просчеты, которые характерны для политики стран НАТО во главе с Соединенными Штатами. Не поддерживать террористов. Не использовать их против неугодных стран. Не делить на своих и чужих. Не предавать своих партнеров и потенциальных союзников. У ВсеБЕАПа это получится.

Опыт, накопленный нашей страной, во многом уникален. Москва готова будет им щедро делиться на благо всех. Маленький пример из нашей личной дипломатической практики. С рабочим визитом в Великое Герцогство прибывает президент Татарстана Рустам Минниханов. Хотя на Люксембурге «висит» председательство в Совете ЕС и несметное количество мероприятий самого высокого уровня, за которые он отвечает, встречи с российским гостем следуют одни за другими, его принимают по самому высокому стандарту. В программе – рандеву с руководством Палаты депутатов и правительства. Даже с Великим Герцогом. На беседе в королевском дворце глава государства просит гостя поделиться рецептом противостояния радикальному исламу. Полученные разъяснения производят на царскую особу такое сильное впечатление, что Великий Герцог отменяет последующие встречи и проводит с ведущим российским политиком намного больше времени, чем первоначально планировалось. Потом он говорил нам, что был бы рад беседовать с Рустамом Миннихановым ещё дольше, поскольку опыт Татарстана чрезвычайно важен для стран ЕС, где эти проблемы будут только накапливаться и приобретать всё более одиозные формы. Действительно, наш опыт важен для остальной Европы. Для Большого Ближнего Востока. Большой Средней Азии. Для всего суперрегиона. Однако для того, чтобы им могли воспользоваться другие, необходимы определенные условия и соответствующие институциональные рамки и процедуры. ВсеБЕАП потенциально дает и то, и другое.

 
Идеологическая основа Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства

Утверждать, что проект ВсеБЕАПа появился непонятно откуда, что он концептуально не проработан и также вследствие этого является «ненаучной фантастикой» – значит не только грешить против истины, но и напрочь игнорировать все два последних столетия развития политической мысли.

ВсеБЕАП имеет глубокие исторические корни. В концептуальном плане он берет отсчет со времен острейших политических баталий между славянофилами и западниками. Суть споров, отголоски которых слышны до сих пор, сводились к выбору пути развития. Речь тогда, как и теперь, шла о том, следовать ли в фарватере западной цивилизации или делать ставку на собственный, специфический, самостоятельный путь развития. Есть ли универсальные рецепты, которым надо следовать, или исходить из того, что каждое общество должно выстрадать те или иные социально-политические решения, убедиться в их правильности и приемлемости.

В силу национальной замкнутости и ограниченности движение славянофилов не могло не сойти на нет. Однако то, над чем они ломали голову, то, что доказывали или оспаривали, было творчески осмыслено предъевразийцами и собственно евразийцами. Их имена золотыми буквами вписаны в историю политических учений*27. Евразийцы вывели несколько безусловных закономерностей социальной эволюции общества и вполне убедительно их аргументировали. Обоснованные ими выводы в несколько схематичном виде выглядят следующим образом.

Историческое развитие не имеет линейного характера. Было бы неверно считать, как это самоуверенно делают западные философы и идеологи, будто бы человечество поступательно движется к единому идеалу, олицетворяемому западным образом жизни, поднимаясь вверх по лестнице (эволюции) со ступеньки на ступеньку. С одной стороны, неизвестно, куда эта лестница может привести. С другой – таких лестниц должно быть много. Движение по каким-то из них может вести в тупик или замедляться. Движение по другим, напротив, набирать силу и динамику. Насколько они были правы, в негативном плане демонстрирует опыт вырождения передового западного общества в нацизм и гитлеризм, принесшие человечеству неисчислимые горести и страдания. В позитивном – опыт стремительного подъема современного Китая. До него – Японии и Южной Кореи.

Нет высших культур и низших. Высших цивилизаций и низших. Человечество богато разнообразием. Каждая страна, каждый народ вносит свой вклад в общечеловеческую цивилизацию. Больший или меньший, но вносит. Поглощая другие культуры и цивилизации под предлогом их подтягивания к лучшим образцам, вынуждая их перепрыгивать через какие-то важные для них этапы внутреннего эндогенного развития, мы уничтожаем разнообразие. Обедняем себя. Снижаем вариативность. Уменьшаем возможности выбора, который всегда должен быть у человечества. Отсекаем те ветви развития, которые, не исключено, могли бы стать в будущем главным стволом эволюции человеческой цивилизации. Поэтому ко всем культурам, включая, естественно, как российскую, так и всех народов, входящих в её орбиту, надо относиться с уважением и пиететом. Превращать слова и формальное провозглашение равенства и равноправия в практическую политику. Иной подход, добавим от себя, служит возрождению фашизма и сходных с ним человеконенавистнических идеологий. Мессианство, исходящее из того, что мы знаем, как лучше, поэтому вы должны принять из наших рук и согласиться с нашей моделью политического и социально-экономического развития, не согласитесь, мы заставим вас экономическим шантажом или силой оружия – сродни им.

У любой цивилизации, стремящейся к модернизации, есть выбор: либо стать частью цивилизации, ассоциируемой с эталонной моделью, либо попытаться сохранить свою самобытность и сделать ставку на поиск своего собственного пути и защиту от навязывания чужого опыта. Иного не дано. Нельзя быть беременной наполовину. Либо вы берете у другой цивилизации всё системно и полностью и становитесь от неё неотличимой. Либо, заимствуя непоследовательно и несистемно и всё равно подстраиваясь под отторгаемую обществом чуждую модель, вы отказываетесь тем самым от самобытных инструментов и драйверов развития и не получаете их от матричной цивилизации. Вы обрекаете себя на то, чтобы всегда, всё время и во всём догонять, поскольку эффективно работают только именно они – самобытные инструменты и драйверы развития, а ими обладает только матричная цивилизация, та цивилизация, которая служит образцом.

Значит, задача состоит в том, чтобы противостоять западной цивилизации. Эта задача распадается на три, органически вытекающие из неё. Первая: воздвигнуть барьер на пути экспансии цивилизаций, которые не уважают другие цивилизации, ставят себя над ними и стремятся подчинить. Вторая: не допустить таких заимствований опыта и институтов, которые ведут к перерождению своей собственной модели развития и генерирующего её общества, утрате ими эндогенных рычагов качественного роста. Третьей также следует уделять неослабное внимание. Всюду и всегда она формулируется примерно одинаково. Надо обезвредить и нейтрализовать «пятую колонну» в лице тех, кто идеализируют западную модель. Незаслуженно превозносят. Настаивают на её копировании. Служат каналом проникновения внешнего влияния.

Таково, ещё раз подчеркнем, схематично изложенное нравственно-политическое позиционирование евразийцев в отношении взаимодействия цивилизаций. Это один из двух столпов отстаивавшейся ими политической философии. Второй состоит в объяснении той специфической цивилизации, на сохранении и самобытном развитии которой и её непреходящей ценности для человеческой цивилизации в целом они настаивали*28. По их мнению, тысячелетие или больше совместного существования народов Евразии выработало у них общую установку на объединение. На совместные поиски решения стоящих перед ними проблем. Уважительное отношение друг к другу. Понимание того, что вместе они сильнее. Вместе удобнее бороться за лучшее будущее. На взаимообогащение культур.

Подтверждением этого служат непрерывные попытки создания общей трансконтинентальной государственности. Сторонники Большой Евразийской общности и этногенеза*29 относят к таким попыткам и Золотую Орду, и завоевательные походы Тимура (Тамерлана), связавшего под своей властью колоссальные территории Большого Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, и Российскую Империю, а также Советский Союз со странами социалистического лагеря и социалистической ориентации. Не удивительно поэтому, что часть евразийцев, принадлежа к белой эмиграции, в конце 1920-х годов поддержала объединение народов Евразии в рамках СССР, в котором они увидели воссоздание Российской Империи в новых социально-исторических условиях. Саму же Российскую Империю они трактовали не как принуждение, порабощение и угнетение – так представляют дело сейчас западные исследователи, до них утверждали коммунисты («тюрьма народов» по В.И. Ленину), а как исторически оправданную и закономерную многонациональную общность народов, формы объединения которых могут быть разными. Любопытно также, что наши индийские коллеги, с которыми встречаемся на разных дискуссионных площадках, обсуждая наиболее злободневные вопросы мировой политики, откровенно и уверенно, ничуть не скрывая этого, заявляют, что Дели чувствует свою ответственность за судьбы Большой Средней Азии, включая бывшие среднеазиатские республики СССР. Такое отношение объясняется глубинными связями между ними, заложенными в далеком прошлом, около семи столетий назад, Великим Тимуром (Тамерланом).

Единственно, для большей убедительности своих теоретических построений, евразийцы выдумали, что, помимо Европы и Азии, есть ещё Евразийский континент, Срединная Земля, Россия-континент, расположенный между ними. Это не Европа и не Азия, а образование с самобытной историей, культурой и предназначением, вбирающее в себя черты и Европы, и Азии. В этом плане при знакомстве с работами евразийцев возникает ощущение, будто бы высказывавшиеся ими предположения в чём-то созвучны учениям первых видных английских и американских теоретиков геополитики об извечном столкновении внутриконтинентальной и океанической цивилизаций, ведущих перманентную войну за господство, о Хартленде, буферных и периферийных государствах, обусловленности политики географией. Внешне такая аллюзия справедлива. По существу – нет, поскольку евразийцы, в отличие от них, никогда не ставили вопрос о господстве Евразии над другими территориями. Более того, они всегда настаивали на том, что противостояние и конкуренция должны носить мирный, созидательный характер, опять-таки в противовес постулатам англо-саксонских отцов-основателей теоретической геополитики, и касаться таких сфер, как культура, устройство общества и модели социально-экономического развития, а ни в коем случае не подчинения других.

Это уже на третьем витке развития евразийства, после распада Советского Союза, определенные политические силы воспользовались его идейным багажом, чтобы утвердить представления о том, что океаническая цивилизация (читай – западная) воспользовалась плодами окончания «холодной войны» в ущерб всем другим. Что её стратегической целью является подавление всех остальных. Ради этого она не гнушается даже развязыванием Третьей мировой войны. Поэтому ей надо дать отпор. Ей необходимо противостоять любыми способами. В том числе, с оружием в руках.

В противовес им здоровые силы постсоветского общества выступили за конструктивное использование концептуального наследия евразийства. За то, чтобы строить будущее, вдохновляясь его объединительными идеями и максимами о равенстве, сотрудничестве и взаимном обогащении родственных культур. Как это можно и нужно делать, убедительно показал лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Им была обоснована необходимость реинтеграции народов постсоветского пространства. Выдвинуты предложения об учреждении экономического союза с большим потенциалом саморазвития, быстро эволюционирующего от простейших форм интеграции к самым продвинутым. Нурсултан Назарбаев, как признают все ведущие политики региона, внёс большой личный вклад в то, что Таможенный Союз, ЕврАзЭС и затем ЕАЭС увидели свет. Он обосновал ключевые принципы их формирования. В том числе главенствующий постулат, согласно которому в основу любых новых объединений должны быть положены такие высшие ценности формирования новой общности, как инклюзивность, суверенное равенство, уважение культурной и социально-политической самобытности, открытость и готовность к интеграции интеграций.

Евразийцы четвертой волны или, иначе, четвертого поколения*30, пошли ещё дальше по пути, намеченному Нурсултаном Назарбаевым и другими идеологами воссоздания распавшейся было общности. Они разработали концептуальные основы формирования Большой Евразии, Большого Евразийского сообщества, ВсеБЕАПа. Обосновали их целесообразность. Доказали, что они выгодны всем и проекты их построения вполне реализуемы. Весомый вклад в эту работу внесли эксперты Совета по внешней и оборонной политике (СВОП)*31, Валдайского клуба*32, Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), Евразийского банка развития*33, некоторых других университетских, исследовательских и международных структур. Однако характер политической программы всем разрозненным предложениям и аргументам придал один из наиболее известных российских экспертов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель президиума СВОП Сергей Караганов*34. Именно ему удалось добиться того, что идеи ВсеБЕАПа «овладели массами» как в Российской Федерации, так и за её пределами.

Евразийцы четвертой волны стали достойными продолжателями дела своих предшественников. Они творчески переосмыслили их интеллектуальное наследие, использовав накопившиеся новые данные об основных трендах глобализации и суперрегионализации, опыт современного развития, а также полифонию теорий о зигзагообразной эволюции мировой экономики и мировой политики и адаптировали идеи первых евразийцев к изменившимся потребностям общества. Главное – они взяли у них всё самое позитивное: учение о нелинейности развития, взаимообогащении культур, необходимости конструктивного противодействия попыткам навязывать кому-либо цивилизационную исключительность, исторической общности и императиве объединения усилий в масштабах Большого Евразийского суперрегиона для решения общих проблем и достижения общих целей*35.

В частности они увидели в возможности сопряжения масштабных трансконтинентальных экономических проектов Китая и ЕАЭС зародыш будущего ВсеБЕАПа. Предложили сделать несущими конструкциями ВсеБЕАПа Шанхайскую организацию сотрудничества, лидерами которой выступают Россия и Китай, ЕАЭС, сотрудничество с Индией, странами АСЕАН, Ираном, Турцией и др. Показали, сколь весомый вклад в построение ВсеБЕАПа может внести Россия и предполагаемая им экономическая трансформация Сибири и российского Дальнего Востока. Предположили, что ВсеБЕАП сможет нейтрализовать возможный националистический крен во внутренней и внешней политике Пекина и превратить экономическую мощь Поднебесной империи в драйвер развития всего суперрегиона. Предостерегли о том, что осуществлению ВсеБЕАПа будет оказываться бешеное сопротивление со стороны внешних сил, которые сделают ставку на продолжение политики «разделяй и властвуй». На то чтобы посеять рознь среди участников ВсеБЕАПа. Использовать в этих целях как уже имеющиеся противоречия между ними, так и амбиции отдельных стран. В том числе Индии, Пакистана, Турции и др. К чему надо быть готовыми. Указали, что Россия сможет справиться с ролью инициатора, локомотива и гаранта ВсеБЕАПа только в случае, если её внешнеполитические усилия будут подкреплены успешными системными экономическими реформами, необходимыми для возобновления ускоренного, устойчивого и качественного экономического роста.

 
Адекватность Всеобъемлющего Большого Евразийского партнерства современному мироустройству

После окончания «холодной войны», ставшего возможным благодаря усилиям и самоотверженности М.С. Горбачева, и распада Советского Союза мировое общественное мнение подверглось массированной информационной атаке, беспрецедентной по своим масштабам и интенсивности. Изо дня в день, год за годом всеми мировыми СМИ, ведущими западными политиками и политологами из числа тех, кому оставили доступ к мировым СМИ, стали насаждаться представления об однополярном мире. Медийная кампания оказалась потрясающе успешной. Абсолютно все поверили в сказочку об однополярном мире. Она победно прошествовала по странам и регионам, подчиняя себе, казалось бы, даже самые критически настроенные интеллектуальные круги. В неё самозабвенно уверовали на Западе. С ней смирились в третьих странах и регионах. В том числе, в России.

В дальнейшем, когда несостоятельность и пагубность теоретических построений об однополярном мире показали себя во всей красе и стали совершенно очевидными, случилась аберрация сознания. Вместо того чтобы развенчать подобные конструкции и сбросить их с пьедестала, им придали ещё больший авторитет и убедительность. Ведь что утверждают сейчас даже самые яркие и независимые представители политического истеблишмента и экспертных кругов России, Китая, Индии и т.д., а также объединенной Европы и даже самих Соединенных Штатов – что мир, вроде бы, движется от однополярности к многополярности. Что он находится в состоянии транзита. Как мироустройство и новые правила игры будут выглядеть в будущем, непонятно. Царит кромешная неопределенность. Особенно после избрания Дональда Трампа 45-ым президентом США, которое многие на Западе поспешили обозвать «Трампокалипсисом»*36, а то и признаком того, будто бы Штаты стали «несостоявшимся государством и обществом»*37. Стоит ли ставить крест на транстихоокеанском и трансатлантическом сотрудничестве, Парижском климатическом соглашении, поддержке Штатами Северо-Атлантического альянса и Новой Европы и т.д. или нет; как победа Дональда Трампа скажется на мировой политике*38 и экономике*39, никто сказать не может. Как и о будущем американо-германских*40, американо-российских*41 и американо-китайских отношений*42. В целом всей системы международных связей*43.

Какая наивность! На самом деле никакого однополярного мирового порядка никогда не существовало. Миропорядок, утвердившийся в результате победы над немецким фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне, олицетворением которого являются Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Устав всемирной организации безопасности и сформировавшееся на его фундаменте современное международное право, никуда не исчезал. Его альфой и омегой по-прежнему являются запрет применения силы и угрозы силой без санкции СБ ООН, суверенное равенство государств, самоопределение и невмешательство во внутренние дела*44.

В результате самоликвидации социалистического лагеря с позволения М.С. Горбачева, исчезновения СССР с политической карты мира и вызванного этим колоссального ослабления всех стран постсоветского пространства, которым пришлось приспосабливаться к существованию в совершенно новых условиях, произошло чудовищное перераспределение сил в пользу Соединенных Штатов Америки и коллективного Запада. Власть и влияние в мире сконцентрировались в их руках. Естественно, на какой-то промежуток времени. Страны НАТО во главе с США при поддержке ЕС попробовали легитимировать изменившееся соотношение сил в качестве нового мироустройства. Закрепить за собой господствующее положение на планете, полную свободу рук в отношении третьих стран и право единолично, в одностороннем порядке устанавливать стандарты внутреннего развития государств, судить, кто из участников международных споров и конфликтов прав и кто виноват, решать, узурпируя полномочия Совбеза ООН, вопросы войны и мира. Им это не удалось. Вернее, они не успели. Ни одно из постулированных ими новшеств не вошло в действующее международное право. В своих принципиальных основах миропорядок, созданный державами-победителями во Второй мировой войне при определяющем вкладе России (с учетом того, что она является государством-продолжателем СССР), выстоял.

Попытаемся объяснить, почему воспроизводство мифа об однополярном мире бьет по интересам России, Китая и всех других мировых игроков, выступающих за равноправное международное сотрудничество, невмешательство во внутренние дела государств, суверенное равенство и неприменение силы и угрозы силой в нарушение Устава ООН, подрывает их международно-правовые позиции.

(1) Подмена объективной реальности мифом об однополярном мире по факту легитимирует гегемонию или, иначе, доминирование США и их союзников в мире со всеми вытекающими из этого последствиями. Превращает силу в право, хотя между ними дистанция огромного размера. Подменяет мироустройство как проект организации международного сообщества, вытекающий из правовых установлений и институционально обеспеченный, всего лишь временным соотношением сил, сложившимся в начале 1990-х годов.

(2) Подмена легитимирует и другой миф, столь же пагубно сказывающийся на практической мировой политике, на этот раз о том, что США и их союзники одержали победу в «холодной войне» и в качестве держав-победительниц организовали новое мироустройство в Европе, Евро-Атлантике и в масштабах планеты в целом. В действительности, воспользовавшись временным изменением сил в свою пользу, они сохранили блоковые институты «холодной войны», осуществили их территориальную экспансию и постарались утвердить их в качестве вершителей судеб всех и вся, имеющих законное право на дальнейшую экспансию. Под любыми предлогами и любыми методами они включили с их состав бывших членов социалистического лагеря и часть стран, возникших на развалинах СССР, вопреки тому, что из нормального понимания окончания «холодной войны» вытекало сохранение за ними политико-правового статуса нейтральных и неприсоединившихся государств.

(3) Подмена превращает Россию и Китай в страны-реваншисты, страны-ренегаты, в оппортунистов, подрывающих законное мироустройство, сложившееся по итогам «холодной войны», в силу того, что они выступают за многосторонность в противовес однополярности. Ставит всё с ног на голову, поскольку получается, будто бы США и их союзники, коллективный Запад в целом отстаивают международную законность, а Россия и Китай стремятся её подорвать и регулярно нарушают. Будь то в Европе, на Большом Ближнем Востоке или в Южно-Китайском море.

(4) Она рисует внешнюю политику Кремля как абсолютно несостоятельную, авантюристическую и непредсказуемую. Ведь Кремль, якобы, пытается разрушить прежний миропорядок и построить новый, не имея на то никаких оснований. В отсутствие необходимых ресурсов. Выступая с позиции слабости. Очевидно же, что Россия по своей экономической мощи несопоставима с США. Тем более с США и ЕС. Да и в военном плане очень проигрывает. Военный бюджет России чуть больше, чем у Франции и Великобритании. Но несколько меньше, чем даже у Саудовской Аравии. Не говоря уже о Соединенных Штатах, которые тратят на военные нужды в 10 раз больше, чем она. При таком соотношении сил настаивать на «переделе мира» выглядит безумием. Однако стоит поставить всё с головы на ноги и вернуть понимание того, что Россия отстаивает истинное и реальное мироустройство от посягательств, как все эти оскорбительные эпитеты начинают восприниматься совсем иначе. В них легко разглядеть то, чем они являются на самом деле – артефактами информационной войны, пропагандой, обманом и самообманом, желанием нанести максимальный ущерб тем, кто борется за правду и справедливость. Тем более тем, кто находится в авангарде такой борьбы.

(5) Она служит вполне действенным оправданием аморальной политики сдерживания России и Китая, ставки на односторонние санкции и ограничение международного сотрудничества, выхода из международно-правовых режимов, купирующих гонку вооружений, наращивания военных расходов и военных приготовлений, медийной кампании шельмования России, Кремля, всего российского и лично В.В. Путина. Как же иначе, если Россия, утверждают адепты однополярности, подрывает сложившееся мироустройство и узаконенные правила игры, является государством-ренегатом. Несмотря на то, что всё наоборот.

(6) Она в самом выгодном для США, НАТО и ЕС свете извращает политику Кремля. Дает возможность игнорировать все и самые разные российские внешнеполитические инициативы, такие, например, как направленные на заключение Договора о европейской безопасности. Навешивать самые нелицеприятные ярлыки на любые действия Кремля в области внутренней и внешней политики. Будь то на Украине, в Сирии, в отношении пресечения гонки вооружений в космосе и т.д.

Ниспровержение представлений об однополярности с незаконно захваченного ими трона и утверждение объективных представлений о широком международном сотрудничестве и многосторонности как стержневой характеристике современного мироустройства, противостоящих какому-либо нато-, вашингтоно- или евроцентризму и односторонности, рисуют совершенно иную картину мира*45.

(1) В соответствии с ней, Устав ООН и вырастающее из него современное международное право описывают то, как мир должен быть устроен и в чём состоят обязанности государств. Претензии на однополярность и право на односторонние действия полностью противоречат ей*46.

(2) Силами, подрывающими современное мироустройство, выступают как раз не кто-либо другой, а США, НАТО и ЕС.

(3) Их действия на Украине, в Ливии, Ираке, Сирии, Судане, Йемене и далее по списку являются откровенным посягательством на нынешний миропорядок и современное международное право.

(4) Они заслуживают всяческого осуждения и адекватного противодействия.

(5) Гарантами объективно существующего и одновременно должного мироустройства и современного международного права выступают Россия, Китай, их союзники и партнеры, а также созданные ими международные организации.

(6) Для этого у них вполне достаточно ресурсов. В частности, Москве по праву принадлежит роль защитника права, справедливости и нравственности. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН. Одна из двух держав, от которых зависит стратегическая (ядерная) стабильность. Ведущая военно-политическая держава планеты. Своей историей и опытом, жертвами и свершениями она заслужила такую роль*47.

В этом контексте ВсеБЕАП выступает проектом, естественно вырастающим из современного мироустройства. Полностью ему отвечающим. Концентрирующим в себе все его лучшие черты. Не только выгодным всем участникам, но и законным, правильным и нравственным. Что очень важно – открытым для всех.

Вывод, органически вытекающий из приведенной логики рассуждений: ВсеБЕАП – отнюдь не «ненаучная фантастика», как настаивают наши оппоненты, а один из индикативных проектов будущего. Он имеет неплохие шансы стать действительностью. От его практической реализации выиграют все народы планеты, все здоровые силы современного мироустройства.

© Марк ЭНТИН, профессор МГИМО МИД России,
профессор-исследователь БФУ им. И.Канта,

Екатерина ЭНТИНА, доцент НИУ ВШЭ

*1 The Centre for European Policy Studies (CEPS), http://www.ceps.eu/content/about-ceps

*2 «Визит Тиграна Саркисяна в Пекин: новый импульс «сопряжению» ЕАЭС и ЭПШП», Евразийская экономическая комиссия, 24 августа 2016 г., http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24-08-2016-1.aspx

*3 «ЕАЭС и КНР готовы перейти к переговорам по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве», Евразийская экономическая комиссия, 27 июня 2016 г., http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-06-2016-1.aspx

*4 На английском: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf

*5 «Соглашение о свободной торговле ЕАЭС — Вьетнам вступает в силу», ТАСС, 5 октября 2016 г., http://tass.ru/ekonomika/3679048

*6 «ЕАК: страны ЕАЭС начинают переговоры с Сербией по зоне свободной торговли», РИА новости, 31 мая 2016 г., https://ria.ru/world/20160531/1441164875.html

*7 «Путин: переговоры о ЗСТ между ЕАЭС и Индией могут начаться в декабре», Мир перемен, 16 октября 2016 г., http://mirperemen.net/2016/10/putin-peregovory-o-zst-mezhdu-evrazes-i-indiej-mogut-nachatsya-v-dekabre-podrobnee-na-tass-httptass-ruekonomika3707071/

*8 «Путин: Россия и Израиль начнут переговоры по ЗСТ между ЕАЭС и Израилем», Взгляд, 7 июня 2016 г., http://www.vz.ru/news/2016/6/7/814906.html

*9 «Переговоры между Египтом и странами ЕАЭС о создании ЗСТ могут пройти до конца года», Евразийский коммуникационный центр, 16 июня 2016 г., http://eurasiancenter.ru/news/20160616/1004380895.html

*10 «Медведев: ЕАЭС ведёт переговоры о ЗСТ с 40 странами», ИА REGNUM, 17 октября 2016 г., https://regnum.ru/news/polit/2193569.html

*11 Он собрал 12 тыс. участников, включая 40 российских и 60 высокопоставленных иностранных лиц, 600 глав российских и 300 иностранных компаний из 133 стран мира; в его рамках было подписано 356 соглашений на сумму свыше 1,46 трлн рублей, www.roscongress.org. В 2017 г. ПМЭФ состоится 1-3 июня, www.forumspb.com.

*12 http://rus.sectsco.org

*13 Магистральный газопровод «Сила Сибири» будет транспортировать газ Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай («восточный» маршрут), http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/ykv/

*14 Anjana Pasricha, “India Deepens Ties with Russia, Highlights Cross-border Terror”, VOA, 15 November 2016, http://www.voanews.com/a/brics-summit/3552704.html

*15 «”Роснефть” подписала договор по покупке 49% Индийской Essar», ИА Rambler news service, 15 октября 2016 г., https://rns.online/energy/Sdelka-po-pokupke-Rosneftyu-Trafigura-i-UCP-indiiskoi-Essar-Oil-sostavit-129-mlrd-2016-10-15/

*16 «Правительство одобрило продажу индийской ONGC 11% в «Ванкорнефти» – Сечин», Рамблер/финансы, https://finance.rambler.ru/news/2016-10-13/pravitelstvo-odobrilo-prodazhu-indiyskoy/

*17 «Венесуэла обсуждает с «Роснефтью» поставки нефти на НПЗ Essar Oil в Индии», Нефтегазовая вертикаль, 25 октября 2016 г., http://www.ngv.ru/news/venesuela_obsuzhdaet_s_rosneftyu_postavki_nefti_na_npz_essar_oil_v_indii_/?sphrase_id=4742880

*18 Рустам Танкаев, «Карт-бланш. Глобальные интегральные цепочки Сечина», Независимая, 19 ноября 2016 г., http://www.ng.ru/economics/2016-10-24/4_6842_sechin.html

*19 http://www.korolev.ru/infrastructure/npk/rkkenergia/; http://www.energia.ru/

*20 http://www.rosatom.ru/about/; http://atomenergoprom.ru/en/

*21 Прогноз развития энергетики мира и России 2016. Институт энергетических исследований Российской академии наук, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. http://ac.gov.ru/files/publication/a/10585.pdf

*22 Выступая на нём, президент России В.В. Путин заявил: «Поддерживаем инициативу компаний России, Японии, Республики Корея и Китая по созданию энергетического кольца, которое свяжет наши страны», https://eadaily.com/ru/news/2016/09/03/putin-podderzhal-ideyu-edinogo-energeticheskogo-kolca-s-vedushchimi-stranami-azii

*23 В качестве примера: Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах, http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/15383.html ; аналитика: Татьяна Иларионова, «В динамике глобальных изменений. О саммитах БРИКС и ШОС в Уфе», Государственная служба, 2015, №4 (96), http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r60/3153/

*24 http://russiancouncil.ru/arctic2016

*25 Комплексный обзор выдвигавшихся им внешнеполитических инициатив дается в фундаментальной статье «Роль лидера нации Н.Назарбаева в обеспечении безопасности в Центральной Азии», New Times, 1.12.2015, http://newtimes.kz/silovoj-blok/item/23417-rol-lidera-natsii-n-nazarbaeva-v-obespechenii-bezopasnosti-v-tsentralnoj-azii

*26 Марк Энтин, Екатерина Энтина, «Международное право в эпоху перемен», Вся Европа, 2016, №9(113).

*27 Марк Энтин, Екатерина Энтина, «В поддержку геополитического проекта Большой Евразии», Вся Европа, 2016, № 6(111).

*28 Mark Entin, Ekaterina Entina, “Russia’s role in promoting Great Eurasia geopolitical project”, Rivista di studi politici internazionali, Luglio-Settembre 2016, Anno 83, Fasc. 331, p. 331-352.

*29 Лев Гумилев, Евразия: Открытие Хазарии. Зигзаг истории. Этногенез и биосфера Земли. Тысячелетие вокруг Каспия , (Серия: Библиотека Universum ), Рипол-Классик, 2014, 1248 с.; Лев Гумилев, Этногенез и биосфера Земли , http://www.e-reading.club/book.php?book=17542

*30 Такая систематизация этапов эволюции евразийской идеи впервые введена в научный оборот в : Mark Entin, Ekaterina Entina, “The New Role of Russia in the Greater Eurasia”, Strategic Analysis, Special Issue: Russia in Global Affairs, V. 40, N. 6, November-December 2016, p. 590-603.

*31 http://svop.ru

*32 http://ru.valdaiclub.com

*33 http://www.eabr.org

*34 http://www.karaganov.ru

*35 Mark Entin, Ekaterina Entina, “The New Role of Russia in the Greater Eurasia”, Strategic Analysis, Special Issue: Russia in Global Affairs, V. 40, N.6, November-December 2016, p. 590-603.

*36 Петр Пушкарев, «И была ночь, и был день», Независимая газета, 11 ноября 2016 г., с. 4.

*37 Пол Кругман, «Не время сдаваться», Независимая газета, 15 ноября 2016 г., с. 5.

*38 Федор Лукьянов, «США как источник непредсказуемости. Как скажется победа Дональда Трампа в американской президентской гонке на мировой политике», Огонёк, № 45, 14 ноября 2016 г., с. 12-13.

*39 “The sectors set to gain and those braced for pain as Trump triggers dollar surge”, FT reporters, Financial Times, 2016, November 17, P. 15.

*40 Stefan Wagstyl, “Merkel’s new role of global liberal leader has its limitations”, Financial Times, 2016, November 17, p. 4.

*41 Владислав Иноземцев, «Что стоит изменить в российской внешней политике после Brexit и победы Трампа», РБК+, 16 ноября 2016 г., с. 9.

*42 John Plender, “Trump’s folly in picking a fight with Beijing on trade”, Financial Times, 2016, November 17, p. 9.

*43 William A. Galston, «Trump Threatens the Postwar Order”, The Wall Street Journal, 2016, November 17, p. A11.

*44 Настоящая точка зрения шаг за шагом, аргумент за аргументом подробно обосновывается в: Марк Энтин, Екатерина Энтина, «Краеугольные основы послевоенного мироустройства и современного международного права: взгляд из Москвы и Пекина», Московский журнал международного права, 2016, №3.

*45 Марк Энтин, Екатерина Энтина, «Возможно ли равноправие в отношениях между Россией и Европейским Союзом?», Вся Европа, 2016, №10(114).

*46 Марк Энтин, Екатерина Энтина, «Краеугольные основы послевоенного мироустройства и современного международного права: взгляд из Москвы и Пекина», Московский журнал международного права, 2016, №3.

*47 Марк Энтин, Екатерина Энтина, «Возможно ли равноправие в отношениях между Россией и Европейским Союзом?», Вся Европа, 2016, №10(114).