ЕС: пора отличать беженца от мигранта


«Мы, наконец, должны провести различие между беженцами и мигрантами». Кто это сказал? Вы не поверите, но это член Европейской Комиссии Йоханнес Хан, куратор политики расширения Европейского Союза.

«Вопрос с беженцами мы решили эффективно, а вопрос с мигрантами нет», – продолжил он.

Что же, сделка с Анкарой и перекрытие балканского маршрута заметно снизили приток «понаехавших» с востока. Но миграция через Средиземное море по-прежнему весьма высока, и именно этот вал искателей лучшей доли и станет, да что там, уже стал главным вызовом для Европейского Союза, точнее – для его миграционной политики.

Основным источником нескончаемого потока здесь была и остаётся Африка, гигантский континент с населением от 1 до 1,2 миллиарда человек. Причем, согласно прогнозам, к середине нынешнего века эта цифра удвоится, а на сколько-нибудь серьезное увеличение уровня жизни, которое могло бы хоть чуть-чуть сдержать лавину мигрантов, надеяться трудно. Что же говорить о конце столетия, когда нынешнюю численность населения, как считают эксперты, можно будет умножить на четыре? Столько народу континент никогда не прокормит, и чем это закончится, вы можете легко догадаться сами.

Скажем, в Египте население увеличивается почти на 2 миллиона человек в год, а жить там кроме узкой полосы в дельте Нила по-прежнему негде. Да к тому же каждый год им требуются десятки тысяч новых рабочих мест, а где прикажете их взять?

После этого не стоит удивляться, что Мальта, начинающая в январе своё председательство в ЕС, намерена включить тему миграции в число трех приоритетов следующего полугодия. Вот только как бы не получилось так, что эта ситуация затянется, и обсуждение и воплощение в жизнь миграционной политики станет основным занятием Союза на многие годы.

Сами европейцы причисляют к числу первых успехов на этом поприще «миграционное партнёрство» – своего рода инвестиционный договор, уже заключённый с Нигером, Нигерией, Сенегалом, Мали и Эфиопией. Они в обмен на финансовые вложения обещали по мере сил сдерживать миграционный напор. Правда, о реальных плодах этих обещаний говорить пока рано.

Проблемой номер один на южном направлении по-прежнему остаётся Ливия, в разрушении государственности которой европейцы столь неосмотрительно приняли живейшее участие. Из неё и через неё и проходит сейчас неостановимый вал искателей счастья, накатывающий на европейские берега. И когда приводят в пример то, что европейцы не так давно начали подготовку целых 100 сотрудников ливийской береговой охраны, кроме горькой усмешки это ничего вызывать не может. Да, ливийское «правительство национального единства» пользуется поддержкой ООН, но чем оно, извините, может править, когда способно контролировать лишь какие-то огрызки территории некогда единой – и, добавим, не самой неуспешной в Африке – страны?

К числу мальтийских предложений по решению кризиса относится и такое – дать экономическим мигрантам возможность временного легального пребывания в ЕС. Дескать, пожив в Европе и пообтесавшись там, они с приобретёнными умениями и заработанными деньгами вернутся в родные края. Ага, щас! Не надо быть большим пророком, чтобы с уверенностью сказать: добром на это никто не пойдёт и использует все возможности, чтобы зацепиться в европейском раю.

Если столь романтические воззрения и в самом деле будут положены в основу миграционной политики Европейского Союза, то можно не сомневаться, что результаты не заставят себя ждать. Правда, будут они совсем не теми, на которые рассчитывают инициаторы таких прекраснодушных предложений.

Министр иностранных дел Австрии Себастиан Курц смотрит на вещи несколько иначе. Он уверен, что рецепт, сработавший на балканском маршруте, вполне может пригодиться и в других местах. Надо просто закрыть границы и дать денег африканским странам в обмен на обязательство сдерживать миграционный поток. Правда, другой вариант – деньги с удовольствием возьмут, а насчет сдерживания уклончиво ответят «ну, не смогли мы, понимаете, не смогли», почему-то во внимание не принимается. Подход господина министра, несомненно, реалистичнее, но и здесь больших надежд питать все же не стоит: Нигер и Эфиопия – это вам не Турция.

И уж совсем реалистично воспринимает ситуацию Федеральная информационная служба ФРГ, сиречь политическая разведка. Она выступила с предостережением, согласно которому террористы ИГИЛ искусно затёсываются в поток мигрантов, чтобы… ну, дальше вы все сами понимаете. Это, по данным берлинской газеты «Вельт», вполне доказано, поскольку все девять участников парижской бойни, унесшей жизни 130 человек, въехали в Европу под видом беженцев. Надо ли говорить, какую угрозу это несёт? А ведь можно не сомневаться, что засылка ни на один день не прекратилась.

Да, собственно, именно это и подтверждает германская разведка. С конца октября ИГИЛ целенаправленно готовит своих агентов к внедрению в поток беженцев, тренируя их в том, как, попав в Европу, проходить полицейские опросы, как писать прошения о предоставлении убежища, чтобы успешно сойти за классического беженца – несчастную жертву военных действий.

Как выяснила «Вельт», террористы должны были не ограничиваться Парижем, а провести еще одну акцию, на этот раз – в Нидерландах. Этот план был обнаружен в компьютере тех, кто позднее совершил другой теракт – брюссельский – Наджима Лаахрауи и Ибрагима эль-Бакрауи. Там же содержались и списки террористических ячеек в Европе.

Кроме «французской группы», зверствовавшей в ночном клубе «Батаклан», и «иракской группы», целью которой был футбольный стадион «Стад де Франс», были ещё «группа метро» и «группа аэропорт». Из их названий ясно, что первая отвечала за теракт в подземке, видимо, тоже парижской, а вторая, считает следствие, имела в качестве цели амстердамский аэропорт «Схипхол».

Вот такое своеобразное отношение у ИГИЛ к европейскому гостеприимству…

Андрей ГОРЮХИН