Бледная тень «Дойче банка»...


Многие десятилетия германский «Дойче банк» был одним из ведущих финансовых институтов мира, образцом надежности и символом экономического взлёта ФРГ. Его тогдашние боссы излучали уверенность в себе и в счастливом будущем своего детища; работники искренне гордились тем, что трудятся в таком замечательном банке, акционеры были довольны так, что больше некуда: курс акций рос как на дрожжах, дивиденды были щедры до невозможности.

А что же сейчас? Шеф «Дойче банка» Джон Крайан и сам этот финансовый институт всего лишь бледная тень некогда могучего игрока мирового рынка. Сотрудники и акционеры способны вызвать разве что сострадание. Бесконечные судебные тяжбы, число которых достигает 6 тысяч, стали унылой повседневностью, проценты дошли до неприлично низких уровней, поле деятельности беспрецедентно сократилось. Одно только министерство юстиции США желает получить с «Дойче банка» 14 миллиардов долларов – за сомнительные ипотечные сделки. Столько они едва ли выцыганят, но уж миллиардов пять, в конце концов, оттягают.

Словом, прежний гигант стал дряхлым и больным, и не прекращаются разговоры о том, что его надо подвергнуть… нет, не эвтаназии, но всё же санации. Словно речь идёт не о самом «Дойче банке», а о каком-то зарвавшемся спекулянтишке, прощелыге без роду и племени. А что тут скажешь, если курс акций по сравнению с максимумом десятилетней давности обесценился на 90% и дивиденды акционерам не выплачиваются? Понятно, что даже серьезные аналитики уже больше не исключают возможность коллапса.

Но представим себе, что летальный исход воплотится в реальность. Каковы же будут последствия? Эксперты считают, что они будут гораздо тяжелее, чем те, которые вызвало банкротство «Леман бразерз», случившееся около восьми лет назад.

Как это, спросите вы, ведь с краха «Леман бразерз» начался глобальный финансовый кризис, не преодолённый и по сей день. Куда уж больше? Но, оказывается, предела нет не только совершенству, но и…

Вот какие последствия может повлечь за собой крах «Дойче банка», считают эксперты. В роли спасителя неизбежно придётся выступить германскому государству, иного не дано. Но даже в случае государственного вмешательства последствия для сотрудников, акционеров и кредиторов будут весьма тяжёлыми. Беспочвенные «пугалки»? Не спешите с оценками. Пусть даже все это пока умозрительные построения, но реальная основа у них, увы, есть.

Невозможно отрицать, что из 100 тысяч сотрудников «Дойче банка» в случае банкротства большая часть лишится работы. И правительство с профсоюзами, как бы они ни старались продумать планы социальной помощи, чуда не сотворят. Тем более что вслед за «Дэ-Бэ» в кризисе окажется вся финансовая отрасль Германии. И где прикажете искать работу уволенным банковским служащим? Вот то-то и оно… Для большинства неизбежным выходом станет переобучение или досрочный выход на пенсию. Да и в случае государственного вмешательства этого тоже избежать не удастся.

Заметьте, что речь идет о банке, входящем в тридцатку системообразующих финансовых институтов мира. Если он станет неплатёжеспособным, то в действие вступит «эффект домино»: множество европейских банков тут же настигнет кризис ликвидности и необходимость краткосрочного рефинансирования.

Для акционеров банкротство «Дэ-Бэ» равнозначно полной потере всех вложенных средств: курс акций хорошо, если не вовсе обнулится, но даже если нет, то котироваться они будут по цене туалетной бумаги, это уж наверняка. Государство? От его помощи акционерам ничего хорошего, как показывает опыт, ждать не приходится. Достаточно вспомнить, как обстояло дело в случае с крахом «Индустрибанк ИКБ», финансово-инвестиционной компании «Хюпо реаль эстэйт» и «Коммерцбанка». Да, государство всех трёх спасло. Но акционерам-то в большинстве случае досталась дуля с маком. Как говорится, ешьте, да не обляпайтесь…

То же самое, скорее всего, ждёт и кредиторов: им придется проститься со значительной частью своих денежек. Если вмешается государство, то кое-что они, конечно, получат, но далеко не всё, а в лучшем случае половину.

Клиенты «Дойче банка» теоретически пользуются защитой закона. Как минимум, в том случае, если их вклад не превышает миллиона евро. И тут они должны полностью получить свои средства в течение недели, опять-таки теоретически. Но, как мы уже говорили, сработает «эффект домино» и за «Дэ-Бэ» повалится еще множество банков поменьше. И тогда на всех не напасёшься. И как красивая теория выдержит проверку суровой практикой, это еще надо посмотреть.

Столь масштабное банкротство не может пройти бесследно для рынка акций и кредитов, значит, ударит оно по всем без исключения. И тут уж кому сколько достанется…

Ничего хорошего банкротство «Дэ-Бэ» не сулит и тем, кто попал к нему в долги. Никаких поблажек не будет ни для тех, кто превысил сумму, имеющуюся у него на счету, ни для тех, кто взял в банке кредит. Вот уж с них-то взыщут все до последнего цента, это будьте благонадёжны.

Марина СМИРНОВА