Главная > Дневник событий > В фокусе > Евразия обретает контуры в умах

Евразия обретает контуры в умах

Verona_
image_pdfimage_print

На V Евразийском форуме в Вероне сориентировались на местности

Запевкой второй идейной составляющей веронского форума, помимо разбора конфликта между Евросоюзом и Россией, стал эмоциональный призыв модератора сессии по геополитике, журналиста итальянского государственного телевидения РАИ, – «Нам нужно избежать соблазна 'европоцентризма'!»

Макроэкономика подталкивает к такому развороту на восток. В ближайшие годы, например, потребление нефти в Европе снизится на 5%, а в Азии вырастет на 40%.   Произойдет «смещение точек роста потребления из Европы в Азию», отметил Игорь Сечин, глава «Роснефти». И добавил, что «выстраивание связей в рамках Евразии обеспечит устойчивый рост» для всех участников интеграционных процессов.

Разговор о том, что сулит партнерство на пространстве не только от ирландского Шэннона, французского Бреста, испанской Сеуты до Владивостока, но и далее – вплоть до Сингапура, получился конкретный, а потому убедительный.

Одним из основных дизайнеров и архитекторов переплетения долгосрочных деловых интересов в Большой Евразии выступает Китай. Создание плотной инфраструктурной сети железных дорог, что предполагает масштабная программа воссоздания «Шелкового пути» также обусловлено тем, что Китай возвращается к прежней модели торговли с Европой.

Во времена Марко Поло, открывшего Поднебесную для европейцев, напомнила Татьяна Валовая, член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, 100% всей торговли проходило сухопутными маршрутами, а сегодня – 90%   товаров доставляется водными путями. Однако, мотивы у Китая вовсе не ностальгические, а сугубо практические.

В последние десять лет Китай построил 20 тысяч километров железнодорожных путей для скоростных поездов, способных разгоняться до 300-350 км/в час. Определены четыре стратегических направления, которые поднимут на новую ступень темпы товарооборота и при этом обеспечат гарантии безопасности. В прошлые века торговые нации создали коммерческий флот и вложили крупные инвестиции в портовую инфраструктуру, что ускорило их экономический рост и, соответственно, рост благосостояния.

Как только возникнет столь же разветвленная, как нынешнее морское коммерческое судоходство, и столь же эффективная логистическая система в масштабе Евразии, все страны, объединенные торгово-экономическими связями в рамках мега-проекта «Шелковый путь», станут главными бенефициарами меняющей модели мировой торговли, уверенно спрогнозировал будущее в беседе со мной Сун Хунбин, эксперт по глобальным рынкам.

В свою очередь Мауро Моретти, генеральный директор «Леонардо-Финмекканика», одного из крупнейших машиностроительных холдингов в Италии, обрисовал неизбежность смены мировых лидеров по объему ВВП и благосостояния. «Менее чем через 10 лет Восток обгонит Запад по темпам технологического развития». Уже сегодня этот тренд определяет долгосрочное инвестиционное планирование. Через 10 лет страны Азии будут обладать совокупным ВВП в 25 триллионов долларов, в то время как Евросоюз, после выхода Британии, будет довольствоваться ВВП в 15 триллионов долларов.

На фоне такой тенденции нельзя допустить, чтобы ЕС, который не сопоставим по темпам роста с тем, что происходит в азиатском регионе, выступал в роли «смирительной рубашки» для европейского бизнеса. Глава холдинга подчеркнул, что «Леонардо-Финмекканика» продолжает сотрудничать с партнерами в России по таким направлениям, как аэронавтика, космическая отрасль, вертолетостроение.

С трибуны часто звучала и эмоционально заряженная, и сдержанно бесстрастная критика того, что все отчетливее проявляется как «ограниченный суверенитет» Европы не только в политике, но и экономике. Что препятствует не только органичному взаимодействию Евросоюза с Россией, но и с интеграционными проектами, реализуемыми в Евразии.

Профессор Антонио Фаллико убежден: «Интересы граждан должны быть во главе угла вопреки геополитическим трудностям, вызванным издержками однополярного мира». Как генератор идей и вдохновитель веронского форума (девятого по счету), он считает свое детище – «элементом диалога, нацеленного на «перезагрузку» отношений» (между Евросоюзом и Россией).

В такой же спокойной профессорской манере выступал на открытии форума и Романо Проди, дважды премьер-министр Италии и экс-глава Еврокомиссии. Отметив прискорбный феномен – впервые в за последнее время торговля растет медленнее, чем мировая экономика, Р. Проди призвал найти способы восстановить доверие и диалог с Россией. «Возобновить диалог, думаю, будет нелегко, но стоит пытаться хотя бы вернуться к прежнему уровню отношений».

В рамках дискуссии о Евразии профессор Проди предложил провести в следующем году на платформе веронского форума встречу представителей ЕС и ЕАЭС – и это, судя по итоговой пресс-конференции, легло в основу неписанного коммюнике.

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. интернет-издания «Вся Европа»,
Верона-Москва

№10(114), 2016