Бритты пожинают плоды реформ имени Тэтчер


Для островитян, переваливших за 30 лет, наступило горькое осознание, что для них сбывается дурное предсказание: грехи отцов падут на детей. Вернее, грехи одержимой реформаторши по имени Маргарет Тэтчер. Те, кто родился в пору ее правления в начале 1980-х, ныне оказался намного беднее, чем их предшественники, появившиеся на свет десятью годами ранее.

Эксперты Института налоговых исследований (Institute of Fiscal Studies) видит первопричину в системном кризисе, разразившемся в 2008 году, в неэффективном использовании такого регулятора, как учетная ставка банковского процента, в общем снижении доходов государства и частного сектора, что сказывается на уровне зарплат и социальных пособий.

Если сегодня каждый из британцев кому за 30 обладает совокупным богатством в размере 27.000 фунтов стерлингов, суммируя стоимость принадлежащей им недвижимости, доходы и откладываемую на старость накопительную пенсию, то их предтечи, родившиеся в 1970-е годы, могут похвастать состоянием в 53.000 фунтов. Почти двукратное падение!

Одна из причин – резкое удорожание жилья и коммунальных услуг. Если у «семидесятников» на эти выплаты уходило 15%   их доходов, то «восьмидесятники» отдают уже 30%. При этом сокращение доходов привело к тому, что число обремененных ипотекой домохозяйств, накопивших долги перед банками, достигло 3,2 миллиона. В общей сложности за три года (считая до 2015-го), за вычетом ипотечных кредитов долги, относящиеся к необеспеченным, выросли до 48 миллиардов фунтов стерлингов.

Темпы роста реальных зарплат в Британии, считая от кризиса 2008 года, – самые низкие в Европе. В среднем, с поправкой на инфляцию, прирост составил не более 0,1%, что меньше чем в Италии, у которой ВВП до сих пор ниже на 0,1% докризисного показателя. Тем не менее, зарплаты итальянцев выросли за последние восемь лет на 2,4% (во Франции – на 5,2%).

Сюзан Крамер, ведающая финансовыми вопросами в партии либеральных демократов, полагает, что «необходимо сбалансировать доходы старшего и молодого поколений». Это означает ввести более справедливую систему налогообложения, оказать поддержку со стороны государства молодым в получении образования и дешевого жилья.

Сегодня родители как могут помогают детям: оплачивают их учебу в вузах, частично покрывают ипотечный кредит за дом или квартиру, часто переписывают на своих потомков собственную недвижимость, хотя ранее такой практики не наблюдалось. Словом, как обычно случается в эпоху «тощих годов», семья становится крепостью, а в обществе в целом торжествует социальная солидарность.

…Кто старое помянет, тому – пряник печатный. «Железная леди» (см. «Маргарет Тэтчер вздернула Британию на дыбы», №4(76), 2013) возжелала оспорить Екклесиаста, его утверждение, что «в жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый». У нее была твердая убежденность, что должен торжествовать естественный отбор, что сильные должны вершить судьбами слабых, а те смиренно принимать свою участь. А потому она отказалась от опеки государства над экономикой, уповая на мистическое и благодатное руководство «невидимой руки рынка», которая должна была расставить все по своим местам.

Как следствие, самыми жизнестойкими оказались банкиры Сити, делающие деньги из денег по всему миру, а Британия вступила в полосу неуклонной деиндустриализации с потерей рабочих мест и доходов. Сегодняшним британцам в возрасте 30+ некого винить, кроме себя, если они оказались «кузнецами собственного несчастья», а также Маргарет Тэтчер, сделавшей ставку на освященное правом сильного и богатого углубленное общественное неравенство. Прямо по заповеди античного историка Фукидида: «Сильные поступают так, как хотят, а слабые страдают так, как должны» (см. «Спасение Европы: рецепт Варуфакиса», №4(109), 2016).

Неудивительно, что сегодня и консерваторы, и лейбористы озаботились заигрыванием с фрустрированным электоратом, иными словами, с разочарованными избирателями. На ежегодных осенних партийных конференциях лидер тори, премьер-министр госпожа Мэй (см. «Сподобится ли Тереза Мэй стать новой Маргарет Тэтчер», №1(95), 2015) поклялась править в интересах «простых людей из рабочего класса». А ее антипод, лидер лейбористов (см. «Феномен Джереми Корбина», №9(102), 2015) объявил спасительным лозунгом и единственно верным учением «социализм XXI века».

Ничего не напоминает? Мне это навевает образы Блока: «в терновом венце революций грядет…» Какой там год за углом?

Владимир МИХЕЕВ