Бельгия: Валлония говорит «нет» …


Никогда раньше, по крайней мере, в XXI веке, о Валлонии столько не говорили.

Этот франкоязычный регион Бельгии с населением в 3 миллиона 600 тысяч человек и центром в городе Намюр, смело заявил о себе 14 октября 2016 года. Депутаты регионального парламента трёх валлонских партий – Социалистической (PS), Центра демократического гуманизма (CDH), Экологического движения Валлонии (ECOLO) – воспользовались своим правом вето и практически единогласно (46 голосов против 16) заблокировали нашумевшее Экономическое и торговое соглашение между Европейским Союзом и Канадой.

По бельгийскому законодательству, федеральное правительство должно заручиться одобрением всех трёх региональных парламентов страны для принятия общегосударственного решения. Эта специфика федерального устройства Бельгии поставила сегодня на карту подписание одного из основополагающих глобальных торговых соглашений. Заключительные слова министра-президента Валлонии, социалиста Поля Маньетты, звучали твёрдо и ясно: «Я только что сказал министру иностранных дел (Бельгии), что парламент (Валлонии. – Э.Е.) ещё раз изучил пояснение к данному соглашению. Оно не предоставляет достаточных гарантий. Таким образом, мы отказываемся предоставить (министру иностранных дел. – Э.Е.) полную свободу действий: Бельгия не подпишет это соглашение 27 октября»*1.

Реакция премьер-министра Канады Джастина Трюдо последовала незамедлительно: «Зачем вообще нужна такая Европа, если она не в состоянии подписать с нами это соглашение?»*2

Почему Валлония вдруг решилась противостоять 28 странам Европейского Союза? Доводы приводятся разные. Сторонники подписания Соглашения, в частности, обвиняют валлонских депутатов в политической ангажированности, стремлении валлонских социалистов, которые имеют сильные позиции в региональном парламенте, отвлечь общественность от реальных проблем, втянуть своё население в «бесперспективную», по их мнению, борьбу с «виртуальными» опасениями перед любым новшеством.

Тем не менее, под «виртуальными» опасениями Валлонии лежат вполне реальные доводы, которые нельзя не принимать в расчёт. Это понимают как в ЕС, так и в Канаде, несмотря на резкие высказывания их руководителей в адрес непокорного бельгийского региона. Поэтому все стороны конфликта всё же стараются оставить себе некоторые пути отступления, говоря о необходимости достичь консенсуса и продолжать переговоры, которые и без того длятся почти семь лет.

Идея всеобъемлющего соглашения о свободной торговле родилась в июне 2007 года, когда ЕС и Канада договорились детально изучить возможности более тесного экономического сотрудничества. Затем в мае 2009-го были начаты конкретные переговоры. В сентябре 2014-го на саммите в Оттаве руководители ЕС и Канады подписывают соглашение о свободном товарообмене (СЕТА). В феврале 2016 года Брюссель и Оттава представляют новый вариант текста документа. В июле 2016 года Европейская Комиссия предлагает Европейскому Совету подписать соглашение, которое может вступить в силу только после одобрения Европейским Парламентом и парламентами стран-членов ЕС. Наконец, 14 октября 2016 года парламент Валлонии выступает против документа, таким образом лишая федеральное правительство Бельгии поставить подпись под Соглашением. 18 октября 2016 года Европейская Комиссия обращается к Бельгии с ультиматумом: решить проблему до 21 октября 2016 года, т.е. до саммита ЕС в Брюсселе. Валлонские депутаты снова говорят «нет»*3.

Чтобы понять, почему Валлония выступает против этого документа, необходимо остановиться на основных положениях Экономического и торгового соглашения между ЕС и Канадой, которое относится к так называемым «соглашениям нового поколения».

Это означает, что оно предполагает не только ликвидацию таможенных препятствий между двумя сторонами, но и создаёт целую систему выравнивания определённых норм для ограничения тарифных барьеров в торговле. Как и все договоры подобного типа, Соглашение содержит 2 344 страницы юридического текста, смысл и детали которого понятны, как обычно, только узкому кругу специалистов. Очевидно, что за таким количеством информации скрываются пункты, которые при реализации документа могут трактоваться самым неожиданным образом в пользу той стороны, которая оказалась юридически более изощрённой.

Прежде всего, Валлонию не устраивают положения, касающиеся сельского хозяйства.

Этот бельгийский регион сегодня считается бедным по сравнению с соседней Фландрией. Валлония пережила период промышленного расцвета в XIX в., когда там полным ходом шло освоение угольных шахт и развивалась металлургическая промышленность. Однако потом наступили новые времена. В 80-е годы ХХ в. потребность в угле резко упала, а также снизилось значение чёрной металлургии в хозяйстве. А всё высокотехнологичное производство, прибыльная обработка алмазов и торговля оказались во Фландрии.

Достаточно сказать, что сегодня безработица в Валлонии в два раза выше, чем во Фландрии. Валлония стала превращаться в дотационный аграрный регион, живущий, в частности, на налоги фламандцев. Не удивительно, что в Валлонии с тревогой восприняли те положения Соглашения, по которым предусматривается постепенное увеличение импортных квот Канады на сельскохозяйственную продукцию.

Предполагается, что каждый год Канада сможет беспошлинно экспортировать в Европу 45.840 тонн негормональной говядины (сегодня эти объемы составляют 4 162 т), 75.000 тонн свинины (против 5549 тонн сегодня), 100.000 тонн пшеницы*4. Фермеры ряда европейских стран уже выступили с протестами против этих квот, усмотрев в подобной перспективе явную угрозу национальному сельскому хозяйству, несмотря на заверения своих правительств о минимальном влиянии этих показателей на расстановку сил. В ответ европейские производители получат возможность беспошлинно экспортировать в Канаду свои сыры – всего лишь до 772 тонн в год против 13.472 сегодня*5.

Понятно, что спокойнее в этой ситуации будут себя чувствовать крупные производители, нежели малые и средние предприятия, на которых держится экономика Валлонии. Со стороны Канады в документ вписано обязательство продвигать на своей территории 143 из 1500 продуктов известных европейских производителей, наименования которых подтверждены*6. В частности, речь идёт об оригинальных европейских сырах, таких как, например, греческая фета, французский камамбер или савойский сыр реблюшон. Противники Соглашения небезосновательно считают, что эта цифра ничтожна. На что сторонники свободной торговли отвечают, что это лучше, чем ничего.

Ещё один пункт, вызывающий вопросы не только в Валлонии, но и в других европейских странах, в частности, в Германии и во Франции, касается фармацевтики. Согласно Соглашению, у стран ЕС есть два года, когда они могут защищать свои оригинальные марки лекарств на канадском рынке от замещения генериками. Сейчас этот срок равен 20 годам. Это означает, что через два года оригинальные формулы будут замещены более дешевыми аналогами из всех частей света. Результаты этого механизма для европейских фармацевтов очевидны.

По мнению валлонских экологов, Соглашение ставит под угрозу весь комплекс социальных, экономических и политических достижений Европы, которые напрямую затрагивают такие области как здравоохранение, условия труда, охрана окружающей среды и т.п., подчиняя их только интересам торговли.

Противники Соглашения с Канадой называют его «троянским конём» другого глобального документа – Трансатлантического соглашения о партнёрстве в области торговли и инвестиций (TTIP), переговоры по которому ЕС ведёт с США и против которого выступают представители малого и среднего бизнеса Европы (см. «ТТИП похоронена? Да здравствует СТУ!», №9(113), 2016). По мнению валлонских депутатов Экономическое и торговое соглашение между ЕС и Канадой позволит крупным американским компаниями через их филиалы в Канаде оказывать давление на европейские, бельгийские и валлонские государственные структуры при принятии решений.

Ещё одна область разногласий – в сфере инвестиций. По Соглашению, планируется создание некоего «верховного трибунала», состоящего из судей, которых назначают соответствующие государства. Этот пункт также вызывает опасения валлонских парламентариев, которые опасаются, что полномочия судей этого органа сведут на нет полномочия на национальном уровне в интересах транснациональных корпораций.

Европейский союз дал Валлонии срок до пятницы, 21 октября окончательно определить свою позицию в отношении Соглашения. Но маленький и гордый бельгийский регион в очередной раз сказал «нет».

Некоторые аналитики также считают, что в ближайшее время Соглашение всё же будет подписано, хотя и без участия Бельгии. Несмотря на уникальность ситуации, этот сценарий также возможен, учитывая, что престиж ЕС, ослабленный выходом Великобритании и буксующими переговорами с США о Трансатлантическом соглашении о партнёрстве в области торговли и инвестиций (TTIP), с трудом выдержит ещё один удар.

Элла ЕРМАКОВА,
кандидат исторических наук

 

*1 http://www.lesoir.be/1342410/article/economie/2016-10-14/ceta-wallonie-met-son-veto-signature-l-accord-par-belgique

*2 http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2016/10/14/20002-20161014ARTFIG00348-les-wallons-bloquent-l-accord-ue-canada.php

*3 En savoir plus sur http://www.lemonde.fr/economie/article/2016/10/19/la-resistance-des-wallons-menace-de-couler-le-ceta_5016246_3234.html#B7J2ELGtaQIvw2Z4.99

*4 En savoir plus sur http://www.lemonde.fr/economie/article/2016/10/19/la-resistance-des-wallons-menace-de-couler-le-ceta_5016246_3234.html#B7J2ELGtaQIvw2Z4.99

*5 Ibid.

*6 Ibid.