Банк платежом красен


Что делать с «Дойче банком»?

Это крупнейшее финансовое учреждение, которое еще недавно считалось образцом для подражания, превратилось в последние недели в глобальную головную боль. Его эволюция и оценка экспертным сообществом демонстрирует глубокие изменения, происходящие в финансовой сфере.

Раньше этот банк (как и многих других) возносили до небес за проводимую бизнес-политику. Потом стали поговаривать, что он слишком большой, чтобы потерпеть крах –  too big to fall. А теперь появилось новое клише: он слишком сложный, чтобы быть управляемым (too complex to manage).

… А как всё начиналось!

В 2011 году авторитетный журнал «Юромани» присудил «Дойче банку» приз как лучшему в мире. Вот что говорилось в обосновании: «Особенно замечательно, что этот банк смог добиться блестящей рентабельности в каждой сфере деятельности в условиях, когда финансовый мир переживает глубокие потрясения».

Но бизнес-модель этого германского финансового заведения не выжила в условиях потрясений. Банк не только оказался держателем множества негодных обязательств, но и был обвинен в нарушениях и манипуляциях – от отмывания денег в России до неблаговидных операций в США. Американские власти как раз за это выписали «Дойче банку» штраф в 14 миллиардов долларов. Но решение американских властей стало для банка лишь промежуточной станцией на пути в пропасть. Теперь говорят о возможном государственном вмешательстве с целью спасения его от краха, последствия которого могут стать весьма плачевными для международных финансов. А конспирологи видят в американских претензиях попытку убрать сильного конкурента.

Впрочем, это не первый попавший в полосу неудач банк, и, вполне вероятно, не последний…

До 2008 года американский банк «Леман бразерз» также возносили до небес, а он первым рухнул, став символическим событием, с которого начался отсчет так и не завершившегося глобального экономического кризиса. Британский «Роял Бэнк оф Скотланд» (РБС) считался образцовым, пока не совершил неудачную сделку по приобретению банка «АБН АМРО». Сейчас РБС управляется британским государством. Швейцарский ЮБС относился к числу образцовых заведений по управлению состояниями, а теперь запутался в скандалах.

Да и нынешний главный товарищ «Дойче банка» по международному несчастью, американский «Уэллз Фарго», который был признан тем же «Евромани» лучшим банком в мире в 2013 году, тоже барахтается в проблемах. Оказалось, тысячи сотрудников этого заведения открывали множество фиктивных счетов, чтобы создать видимость достижения поставленных целей. В результате руководитель «Уэллз Фарго» оказался вынужденным вернуть годовой бонус в размере 41 миллиона долларов…

Перспектива краха «Дойче банка», равно как и «Уэллз Фарго» и других проблемных финансовых гигантов, вызывает большую тревогу: эти учреждения связаны тысячами нитей с другими банками, инвесторами, клиентами, рынками, биржами, которые все пострадают. Это-то и породило лозунг «слишком большой, чтобы потерпеть крах»: мол, государство постарается не допустить тяжелых последствий краха и поспешит на помощь.

Впервые это выражение прозвучало в 1984 году, когда в США государство спасло «Континентл Иллинойс Бэнк». А в 2008 году, по следам падения «Леман бразерз», Вашингтон спас «Меррил Линч» и Эй-Ай-Джи под тем же предлогом. «Дойче банк» по инерции ожидает, что сейчас он сможет воспользоваться сходной поддержкой германского государства. В финансовом мире давно сложилась привычка, что крупнейшие банки могут полагаться на своего рода государственную гарантию. Поэтому им позволительно допускать разные шалости и вольности – все равно в крайней ситуации правительство придет на помощь.

Сейчас, однако, параллельно складывается другое клише. Эти огромные банки стали настолько гигантскими, что управлять ими невозможно. В немалой степени этому способствовало стремительное развитие банковских технологий и просто технологий. Электронные торги, компьютерные модели и алгоритмы, глобализация рынков перевели триллионы операций, совершающихся по всему миру, почти в автоматический режим. Банковские продукты стали настолько сложными, что их перестали понимать и контролировать даже их создатели.

Вот договоры на страхование от рисков дефолта, которые придумали в 1990-е годы в банке «ДжейПи Морган». Намерение было благородным – сократить потери при кредитовании, а результат – катастрофическим, поскольку именно этот механизм породил раздувание пузыря на американском рынке недвижимости, давшего толчок к кризису 2008 года.

Нынешнее состояние банковского дела достигло такой степени сложности, что, по сути, даже самые добросовестные управленцы, контролеры и регуляторы не способны понимать реальное положение дел. Что находится, например, в портфеле деривативов «Дойче банка»? На рынке называют страшные суммы, которые можно считать невозвратными…

Что же делать с «Дойче банком»?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ