Главная > Дневник событий > Политика > Берлин стал другим

Берлин стал другим

2
image_pdfimage_print

Разумеется, только во внутриполитическом смысле, чему способствовали последние выборы в земельный парламент, который в германской столице именуется палатой депутатов.

Нет, позорной катастрофы, подобной мекленбургской (см. «Германия: осень бундесканцлерин», №9(113), 2016), в «Афинах на Шпрее», как порой называют Берлин, к счастью для ХДС не случилось. Альтернатива для Германии на этот раз не сумела обойти партию Ангелы Меркель. Но на этом и завершилось все везение для той, которую ещё не так давно называли влиятельнейшей женщиной мира.

Правившая в столице коалиция Христианско-демократического Союза и Социал-демократической партии, теперь не сможет набрать требуемого числа мест в парламенте. Для создания устойчивого земельного правительства нужны как минимум три партии. Такие ситуации в Берлине бывали и раньше, ничего, казалось бы, необычного. Но на самом деле всё так, да не так.

Сейчас формирование дееспособной команды возможно только в том случае, если основной партии будущей коалиции придётся переступить через свои амбиции и пойти на сотрудничество с «левыми» – на так называемый «красно-красно-зелёный» вариант из СДПГ, Левых и Зелёных. «Большая коалиция» – ХДС и СДПГ – раскололась необратимо, что не предвещает ничего хорошего и для федерального правительства. Вообще, христианские демократы на этот раз пролетели как фанера над Берлином и ничего, кроме оппозиционной доли, им в ближайшие несколько лет там не светит.

В незавидном положении в который раз оказалась и Ангела Меркель: полководец, проигрывающий одну битву за другой, может, конечно, рассчитывать на жалость своих сторонников. Но на поддержку – едва ли.

Так или иначе, но «народных партий», как любили себя называть социал-демократы и христианские демократы, в Берлине больше нет, а сесть широкий набор относительно влиятельных сил, каждая из которых представляет интересы более или менее масштабной группы населения. Таким образом, будет неизбежно размываться роль центра и вместо него станут укрепляться фланги. При такой динамике ожидать политической стабильности и предсказуемости очень трудно.

Но особенно тревожно для правящей партии то, что относительный социальный и политический консенсус, который всегда был основой ФРГ и позволял проводить в жизнь реформы, порой, даже весьма непопулярные, все больше оказывается под угрозой. Фрау канцлерин получила ещё одну «жёлтую карточку» от своих популистских и критически относящихся к ЕС противников из Альтернативы для Германии. Право, сейчас даже кажется странным, что до начала миграционного кризиса эта партия не представляла для ХДС большой угрозы, да и всерьёз-то ею почти не рассматривалась. А теперь даже в славящийся свой толерантностью Берлин эти оппоненты действующей власти прорвались большой группой, с которой нельзя не считаться.

Для самой Меркель берлинское поражение тем более болезненно, что она попыталась бросить на чашу весов свой авторитет, приняв участие в кампании в качестве активного критика «альтернативщиков», которые-де «распространяют ложь». Насколько это помогло, вы видите сами…

Причину германская пресса видит в основном в тотальном провале миграционной политики, навязанной Меркель Германии и Европе со всей мощью своего властного положения. Но дело ещё и в том, что глава правительства, похоже, совсем перестала улавливать настроение электората, что вылились в своего рода коммуникационную катастрофу. Это особенно странно, поскольку свою политическую карьеру в стародавние времена Ангела Меркель начинала с пиара, а тут такая досадная потеря чутья…

Ей давно следовало признаться согражданам, что летом 2015 года она недооценила ситуацию, и произошло то, что все давно почувствовали: государственные власти утратили контроль над ситуацией, во всяком случае – на некоторое время. Но фрау канцлерин продолжает упираться: нет, я была права, и все тут.

Результат налицо: «альтернативщики» прошли в десять земельных парламентов из шестнадцати. А ведь дилемма проста: если власть не хочет менять свою политику, надо постараться получше объяснить населению, почему она это делает. А если не желаешь делать ни того, ни другого, то стоит ли огорчаться, когда тебя просят потесниться?

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№9(113), 2016