Расширение ЕС: запоздалое признание


Подумать только! Оказывается, 1 января 2007 года, когда Румынию и Болгарию приняли в Европейский Союз, они были не готовы для этого шага, то есть не выполняли необходимых критериев.

Вы всегда это подозревали? Я тоже, и что с того? Кого интересует наше с вами мнение, если во внимание не приняли даже позицию Европейской счётной палаты, ещё в июле 2006 года критически отозвавшейся о готовности вышеназванных кандидатов влиться в дружную семью народов.

Признаться, мне не приходит на память, что эту позицию тогда довели до сведения широкой европейской общественности. Скорее всего, тогдашний состав Европейской Комиссии просто проигнорировал мнение своих аудиторов.

Собственно, это подтвердил представитель Европейской счётной палаты Иштван Фазакаш на представлении всеобъемлющего доклада «Мега-аудит», касающегося этих балканских стран. Он даже признался, что, занимая тогда в Европейском Парламенте пост главы комитета бюджетного контроля, обратился к тогдашнему куратору политики расширения ЕС финну Олли Рену с рассказом о том, каков дефицит бюджета в обоих этих государствах. На что Ренн сдержанно ответил: «Уже слишком поздно, у меня связаны руки».

Из этого следовало, что политическое решение об ускоренном вступлении Румынии и Болгарии было принято Европейской Комиссией намного раньше, а все последующее было только имитацией напряжённых переговоров.

Как сообщает интернет-портал «ЮрЭктив», Олли Рен тогда признался, что правота, вероятно, именно на стороне Иштвана Фазакаша, но его единственной на тот момент задачей было только то, чтобы Софию и Бухарест приняли в ЕС в запланированные сроки и без лишних проблем.

Отныне Европейская счётная палата, стремясь избежать повторения подобной ситуации, будет представлять свой аудит за два года до обнародования даты вступления новых кандидатов. Правда, сейчас этот вопрос утратил прежнюю остроту, поскольку до 2020 года никакого расширения ЕС не предусмотрено.

В упомянутом мега-докладе Европейская счётная палата высказала серьёзную критику в адрес правительств западно-балканских стран – Албании, Боснии, Косово, Македонии, Черногории и Сербии. В некоторых из этих государств, дружно желающих в ЕС, палата наблюдает «серьёзный дефицит» стремления к проведению институциональных реформ. В переводе на общедоступный язык сие означает, что всерьёз никто никаких реформ там не проводит, а делается все это для галочки.

В эти шесть государств с 2007 по 2014 году Брюсселем было закачано 5,1 миллиарда евро в качестве «вступительной помощи», как это называют европейские чиновники. В основном эти средства были израсходованы эффективно, признаёт Европейская счётная палата, хотя при этом наблюдались «слабые управленческие способности» и «недостаточное стремление к проведению политических реформ». Особенно медленно проходят реформы в области правосудия, свободы средств массовой информации, борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

Именно на двух последних направлениях ЕС должен впредь особенно жёстко настаивать при приёме новых членов, считает Иштван Фазакаш. В частности, борьба с коррупцией в странах-кандидатах оказывается чистым очковтирательством, если проводится местными органами, а не независимыми экспертами.

Переговоры о вступлении в ЕС начаты с Сербией и Черногорией, на очереди – Албания и Македония. Боснию и Косово тоже обещано принять в вольную семью народов, но когда именно – не уточняется.

Андрей ГОРЮХИН