Главная > Финансы & банки > Энергетика > Экоэлектричество: свет и тени

Экоэлектричество: свет и тени

qq
image_pdfimage_print

Сторонники экоэлектричества сделали все возможное и невозможное, чтобы создать этому источнику энергии положительный имидж. Оно было объявлено современным, чистым и, главное, имеющимся не то, чтобы в достатке, а просто-таки в неограниченных количествах: солнце и ветер есть в каждой стране, а, значит, и энергии, произведённой с их помощью, у всех будет вдоволь.

Сбудутся ли эти надежды, мы ещё посмотрим, но пока экспоненциальный рост производства «зелёной» электроэнергии среди массы прочих неудобных вопросов поставил и такой, от которого так запросто не отмахнёшься.

Существующая сетевая инфраструктура, даже в таких вполне электрифицированных государствах, как Германия и Австрия, не справляется и под угрозой оказывается надёжность электроснабжения. Несколько упростив проблему, можно сказать, что расстояния, на которые надо перегонять экоэнергию, всё удлиняются. Чтобы обеспечить стабильную работу, сетевикам приходится чаще и чаще прибегать к крайним мерам. Расходы на это в сравнительно небольшой Австрии в прошедшем году выросли почти вдесятеро (!) и достигли 220 миллионов евро. И все эти крайние меры удаётся реализовать только с помощью – сю-у-у-у-рпрайз – газа. Того самого ископаемого энергоносителя, который экоэлектричество должно триумфально и навсегда вытеснить из энергетики.

Стоит заметить, что высоковольтная сеть электропередач увязана в единое целое от атлантического побережья Португалии до украинской границы. На ней висят все электростанции Европейского Союза, и можно себе представить, какого масштаба неприятности возможны при серьёзном сбое.

Между тем, как во всякой обширной системе, в этой тоже есть свои узкие места. Скажем, магистрали, которые бесперебойно работают, когда основная часть энергии производится на региональном уровне, начинают захлёбываться, когда электричество гонят через полконтинента. Вот и получается, что энергия, которую вроде бы дёшево производят ветряки в Северном море, затем продаётся в Италию, что чуть ли не каждодневно приводит к предаварийным ситуациям на высоковольтных линиях.

В Австрии «бутылочным горлышком», аналогичным тому, которое существует в Центральной Германии, является Зальцбург. Когда местные сети не выдерживают, энергию, поступающую из Германии, приходится отключать и до итальянского потребителя она не доходит. В таком случае нехватку компенсирует другая электростанция – газовая. Покупателю, разумеется, до всего этого нет никакого дела: энергию он получит все равно. А убытки лягут на плечи владельцев газовых станций, а, в конечном счёте, – на потребителей. Повторим: три четверти электричества, которое уходит на поддержание стабильной работы сетей, производится из «голубого топлива».

Всё дело в том, что, благодаря щедрым дотациям, производство солнечной и ветровой электроэнергии развивается ускоренными темпами, а сетевое хозяйство поневоле отстаёт, в частности из-за длительного процесса получения разрешений и согласований. Если ветровой парк можно построить за три года, то ровно такое же время ушло только на преодоление первой инстанции, рассматривающей вопрос о строительстве трассы напряжением 380 киловольт в Зальцбурге. Заметьте, остро необходимой трассы. А создание аналогичной магистрали, проходящей по территории Штирии, потребовало поистине рекордных усилий: от подачи заявки на строительство до ввода в строй прошло… 25 лет.

Результат удручает: бывают дни, когда избыток «зелёной» электроэнергии, произведённой в ветровых парках Бургенланда, просто невозможно доставить в Альпы, где его используют для накопления воды в гидроаккумулирующих электростанциях.

Но в Австрии дела все же обстоят заметно лучше, чем в Германии, с лёгкой руки канцлерин Меркель взявшей на себя роль первопроходца энергетической революции. Там на поддержание стабильной работы изношенных высоковольтных линий уходит до миллиарда евро в год. Кто оплачивает этот праздник щедрости? Легко догадаться – опять-таки конечный потребитель, или, как в таких случаях говорят немцы, тётя Эмма и дядя Отто.

Со строительством новых линий электропередачи и вовсе происходит тотальный затык. Необходимо было бы проложить 6100 километров высоковольтных линий. Строится же сейчас всего шесть. Да, вы не обознались, именно шесть километров и ни метром больше.

Стоит заметить, что при этом речь не идёт о чисто внутригерманской проблеме. Минувшей весной скандинавские соседи ФРГ – Дания, Норвегия и Швеция – пожаловались в Европейскую Комиссию на то, что «затромбированные» германские ЛЭП мешают им продавать своё дешёвое экоэлектричество в страны Южной Европы.

Поляки и чехи тоже отнюдь не восторге от того, что им приходится строить на границе с Германией фазорегуляторы, отрубающие энергию в случае перегрузки немецкой сети. Всё это превращает в пустую болтовню все широковещательные обещания о том, что скоро-де Европа заживёт привольно, снабжая себя электроэнергией только за счёт солнца и ветра. Розовые мечты и не более того… И ситуацию не изменят никакие денежные вливания, как бы велики они ни были.

Мало того, если по-прежнему приоритет будет отдаваться созданию «зелёных» генерирующих мощностей, то ситуация будет только ухудшаться. Вот почему все громче слышны голоса тех, что настаивает: надо взять паузу в создании гелио- и ветропарков, и бросить все силы на расширение сетей.

Но для этого необходимо несколько обуздать задор политиков и защитников окружающей среды, которые поддерживают выигрышные с точки зрения пиара проекты использования возобновляющихся источников энергии, но пренебрегают внешне невыигрышными инфраструктурными проектами. Понятно, что им не хочется терять избирателей, которых разозлит необходимость «изуродовать» буколический ландшафт высоковольтной ЛЭП, но есть же, в конце концов, и технологические требования, через которые не перепрыгнешь, поскольку они основаны на законах физики, а не на соображениях пиарщиков. Между тем, подлинное мастерство политика в том и состоит, чтобы уметь проводить в жизнь непопулярные, но насущно необходимые решения.

А приверженцам «зелёной» идеологии надо, наконец, откровенно и прямо в лицо сказать: если с утра проводить демонстрации против атомных электростанций, а вечером – против строительства линий электропередач, то это вовсе не защита природы, а чистейшей воды лицемерие и спекуляция на высоких идеалах.

В противном случае, как уверены серьёзные эксперты, вся реформа энергетики так и останется дорогостоящим и отнюдь небезопасным экспериментом, а не шагом в славное энергетическое будущее.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№9(113), 2016