Главная > Финансы & банки > Экономика > Чемпионат по снижению налогов

Чемпионат по снижению налогов

image_pdfimage_print

Европейские страны в последнее время словно устроили состязание друг с другом, стремясь как можно больше снизить налог на прибыли корпораций. Прежде эта политика была уделом небольших государств, но теперь в игру включились ведущие экономики Европейского Союза – Германия, Франция, Британия, Испания, Италия.

Причина в том, что на «тяжеловесов» повлиял пример Ирландии и восточноевропейских государств, где этот налог беспрецедентно низок. Особенно в этом преуспел Дублин, который с его 12,5 процента занимает первое место среди экономически развитых государств. Это позволило ирландцам привлечь к себе такие компании как «Майкрософт», «Интел» и «Делл», и дало стране возможность развиваться несравненно быстрее, чем ее партнерам по единой Европе.

Разумеется, большие государства не собираются уменьшать налог на прибыли корпораций до ирландских величин. Но, тем не менее, в Германии рассматривается вопрос о том, чтобы понизить его с 39 до 30 процентов. Николя Саркози уже обещал, что налог будет уменьшен, по крайней мере, на 5 процентов с нынешних 33. Глава правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро тоже намерен установить 30-процентную планку, да и его итальянскому коллеге Романо Проди, похоже, существующий в стране 33-процентный уровень кажется излишне высоким. А ведь еще сравнительно недавно из этих столиц можно было услышать обвинения в том, что их соседи просто проводят политику «налогового демпинга» вперемешку с угрозами сократить им помощь.

Конечно, включиться в соревнование по снижению налогов крупным европейским государствам позволило то, что в последние годы они добились некоторого снижения бюджетного дефицита и намерены идти по этому пути и дальше.

Однако многие экономисты не усматривают однозначной связи между уменьшением налога на прибыль корпораций и ростом инвестиций. Они справедливо замечают, что важную роль в повышении привлекательности той или иной экономики для инвесторов играют еще и регулирование занятости, уровень подготовки рабочей силы и ее оплаты, развитие инфраструктуры и так далее. И в самом деле, если в Польше работник в среднем получает 3,8 евро в час, а в восточных землях Германии – 27,87 евро, то Берлин волен снижать налог на прибыли корпораций до любого мыслимого предела, но поляков ему все равно не переплюнуть.

Возможно, более конкретные зависимости между этими факторами удастся выявить экспертам из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), готовящим детальное исследование проблемы. Для этого придется подождать до следующей весны.

Андрей ГОРЮХИН

№6(12), 2007

№6(12), 2007