ЕС–США: удастся ли Брюсселю прищучить «надкусанное яблоко»?


Негласная торговая война, которая никогда не затихала между Европейским Союзом и США, может дополниться не менее серьёзным налоговым конфликтом. Это стало очевидно в связи с намерением Брюсселя оштрафовать американскую корпорацию «Эппл» (Apple) на колоссальную сумму – 13 миллиардов евро – за неуплату налогов в Ирландии. Не закрыто расследование в отношении доминирующей позиции в Европе и другого заокеанского высокотехнологичного гиганта – компании «Гугл» (Google).

Новый громкий демарш Маргрете Вестагер, отвечающей в Европейской Комиссии за антимонопольную политику Союза, вызвал нескрываемое недовольство в Ирландии и особенно – по ту сторону Атлантики. Таким образом, это решение породило для ЕС сразу две острые политические проблемы: внутреннюю (покушение на суверенитет в налоговой сфере одного из государств-членов), и внешнюю, негативно отражающуюся на отношениях с могущественным торговым и политическим партнёром. Недаром министр финансов США Джек Лью поспешил заявить, что этот шаг Брюсселя «разрушает дух сотрудничества».

Американцев понять можно: исполнительный орган ЕС замахнулся не просто на их крупнейшую в мире по капитализации компанию, но и на заокеанский символ успешного бизнеса. К тому же названная сумма штрафа в десять раз превышает самую большую цифру предыдущих, которым когда-либо подвергались корпорации за нарушение честной конкуренции. Как ни парадоксально, но ирландское правительство не заинтересовано в получении 13 миллиардов евро (а это 6% ВВП страны!), и собирается подать в суд на Брюссель. Очевидно, что на фоне «Брекзита» подобная тяжба не будет способствовать интеграционным чаяниям «двадцати восьми».

В защиту своего цифрового монстра Вашингтон, в частности, критикует Комиссию за попытку взыскать деньги задним числом, что может создать, по его мнению, «плохой прецедент». Но одновременно в Соединённых Штатах не скрывают злорадства по поводу точно такой же попытки М.Вестагер оштрафовать российский Газпром за его якобы монопольную экспортную политику в Восточной Европе.

Инцидент вокруг «Эппл» разразился в очень неблагоприятный для партнёров момент, когда торговые отношения между ЕС и США вступили в фазу неопределённости: переговоры о заключении Договора о свободной торговле буксуют. Европейская сторона всё более чётко выражает скептицизм относительно целесообразности подписания этого «исторического документа» на предлагаемых Вашингтоном условиях.

А какова реакция владельцев «Эппл»? Руководство корпорации ссылается на законность действующего налогового соглашения, подписанного с властями Ирландии ещё в 1991 году, и предупреждает, что в случае принятия Брюсселем столь тяжёлой санкции ощутимо сократятся её инвестиции в Европе и уменьшится количество рабочих мест. Компания намерена опротестовать это решение в судебном порядке.

Нынешний конфликт дал очередной повод администрации США обвинить власти ЕС в протекционизме и враждебности из-за неспособности европейских компаний выдерживать конкуренцию с американскими. В свою очередь, Еврокомиссия борется за гармонизацию налоговой политики всего Союза (сейчас корпоративный налог в Ирландии – 12,5%, что в два раза ниже, чем, например, в Испании). При этом компания продаёт свою продукцию на всей территории ЕС, экономя гигантские суммы денег на налоге.

Чиновники в Брюсселе не скрывают недовольства двойственностью внешнеэкономической и торговой политики Вашингтона. Они напоминают, что ради пополнения собственной казны ему удалось, например, быстро и эффективно сокрушить банковскую тайну Швейцарии. Но, когда дело касается интересов ведущих корпораций США, он не жалеет усилий на их защиту.

Александр СОКОЛОВ