Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Глобализация – дубль 2?

Глобализация – дубль 2?

11
image_pdfimage_print

Нынешний цикл глобализации, начавшийся с распадом Советского Союза, не стал первым таким опытом в истории.

С конца XIX века и до начала Первой мировой войны уже был подобный период ускорения процессов, которые привели к большой степени взаимозависимости экономик, рынков, культур и народов. Первая волна этого процесса продлилась с 1870 по 1913 гг., принеся с собой процветание и благосостояние. Однако этот период закончился двумя мировыми войнами, которые некоторые считают даже двумя актами одного и того же действа, но с антрактом.

Как полагают авторы исследования швейцарского банка «Креди Сюисс» «Конец глобализации или путь к более многополярному миру», первую глобализацию начали не американские компании, как нынешнюю, а Британская империя. Хотя уровень экономического развития и другие показатели были гораздо ниже, чем сейчас, по тогдашним временам экспорт достиг невиданных масштабов. В западном мире в 1913 году он составлял 17% ВВП индустриальных государств против 14% ВВП в 1870 году. Вновь к такому показателю удалось вернуться только в 1990-е годы!

Важным элементом первой глобализации стала миграция населения, хотя его участники и географические направления были совершенно другими. С 1820 года по 1913 год около 60 миллионов человек эмигрировали в Новый свет, преимущественно из Европы. Лишь в последнее 20-летие того периода через океан перебрались 6% европейского населения.

Однако экономическое и финансовое соотношение сил было несопоставимым с тем, что мы наблюдаем сегодня. Так, соотношение биржевой капитализации к ВВП у Франции в 1913 году было вдвое выше, чем у США. Для сравнения, в 1980 году парижская биржа составляла по этому показателю всего четверть от Уолл-стрит.

Первая глобализация воспринималась как эпоха процветания и мира. Был совершен огромный технологический прорыв, особенно в области транспорта и коммуникаций, как и сегодня. Однако успех в торговой и финансовой сферах разбалансировал систему, в том числе, на уровне межгосударственных отношений. В конце XIX века некоторые страны, например, Германия или Италия, стали вводить протекционистские меры. Торговые ограничения обернулись сбоями в экономическом развитии, что привело к росту националистических настроений и территориальных претензий.

Когда вспыхнул конфликт в августе 1914 года, все решили, что он будет скоротечным и мобильным. Каждая сторона обещала своим солдатам, что они уже осенью вернутся домой с победой. Кайзер говорил немцам, что это произойдет до того, как с деревьев опадут листья. Получилось совсем не так: военные обычно готовят свои армии к предыдущей войне.

Потом случились две мировые войны, по итогам которых сложилась система двух противоборствующих идеологических блоков. Какая там глобализация!

Сейчас история в некотором роде повторяется, но в гораздо более сложном варианте. Дополнительной проблемой становится то, что либерализм, лежавший в основе предыдущих глобализаций, полностью дискредитировал себя в ходе кризиса 2008 года. Поиски выхода усложняются. Готовых рецептов нет.

Светлана ФИРСОВА

№6(111), 2016