Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Дания: есть же счастливчики!

Дания: есть же счастливчики!

20
image_pdfimage_print

Никого уже не удивляет, что датская столица – Копенгаген – регулярно занимает одно из первых мест в состязании самых удобных для жизни городов мира. Британская библия стиля – «Монокль» – находит в этом городе наиболее удачный пример мирового уровня городской жизни, и точное сочетание прогресса и традиций, обеспечения безопасности и предоставления стимулов к развитию.

Наблюдатели замечают: то, что справедливо для столицы, справедливо и для всей страны – самой маленькой из всех скандинавских, с населением в 5,5 миллиона человек. Конкуренцию Дании может составить разве что Швейцария. Но если суммировать все исследования и рейтинги, то преимущество скандинавов окажется непобиваемым. Причём, не в одной только Европе, а в мире вообще. Предлагается поверить экспертам на слово, а для примера ограничиться проведённым Евробарометром по заданию Европейской Комиссии опросом, в результате которого установлено, что 70% опрошенных датчан весьма довольны своей жизнью. Особенно впечатляюще это выглядит в сравнении со среднеевропейским уровнем в 24%, не правда ли?

И откуда только людям такое счастье? Для досконального выяснения этого вопроса в Дании и создан Институт исследования счастья, который не так давно обнародовал отчёт под характерным заголовком – «Счастливые датчане». В нём авторы выделили восемь важнейших факторов датского довольства жизнью – доверие, безопасность, процветание, свобода, работа, демократия, гражданское общество и баланс между трудом и жизнью.

Невольно тянет задать вопрос: а нельзя ли поконкретнее? В чём же именно датская специфика?

В качестве причин большого доверия, которое испытывают друг к другу датчане, приводится многое – от высокой степени гомогенности общества до своеобразной сети взаимной безопасности, существующей в этой стране. Но факт остаётся фактом: вероятность того, что вам возвратят потерянное портмоне, в этой скандинавской державе особенно высока. И скажите, что это не облегчает общение друг с другом. Важнейший фактор безопасности, считают авторы исследования, это датское социальное государство, которое финансирует оказываемые гражданам услуги из рекордно высоких налогов.

Кроме того, в Дании изобретена модель так называемой «флексикьюрити», которая делает увольнение работника по производственным мотивам весьма лёгким, а уволенному оказывается немалая помощь – от выплаты изрядного пособия по безработице до предоставления широкой возможности для переквалификации.

Под свободой понимается в первую очередь свобода экономическая в её либеральном изводе. В индексе экономической свободы, который составляет американский «Херитидж фаундэйшн», он же Фонд наследия, Дания находится на 12-м месте. Маловато? Не спешите с выводами: во всем Европейском Союзе экономически более либеральными признаны только Ирландия и Эстония. Но и в области свободы печати Дания находится на одном из первых мест. А именно – на четвёртом, после Финляндии, Нидерландов и Норвегии.

То, что датчане довольны своей работой, объясняется, кроме прочего, ещё и тем, что при достаточно высокой производительности труда они отдают ему сравнительно меньше времени, чем другие граждане стран Европейского Союза.

К своим демократическим институтам большинство жителей этой скандинавской страны относится с нескрываемым пиететом: недовольны их функционированием только 12% опрошенных. Для сравнения: в странах Европейского Союза средний показатель недовольства составляет 45%!

Словом, жизнь в Дании – это сплошное «хюгге». Этим многозначным словом датчане называют покой, уют, довольство и развлечение – как в одиночку, так и в компании.

С чем их и поздравляем!

Марина СМИРНОВА

№6(111), 2016