Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Большинство немцев не считает Россию угрозой

Большинство немцев не считает Россию угрозой

tenden-situ-bol
image_pdfimage_print

Социологическое исследование, проведённое германским Фондом Бертельсмана и польским Институтом государственной политики, увенчалось результатами, которые едва ли обрадуют европейских политиков и натовских стратегов.

Скажем, 57% немцев выступают против того, чтобы солдаты бундесвера были направлены в Прибалтику, чтобы защищать там от России партнёров по Североатлантическому альянсу – Польшу и прибалтийскую троицу. И дело совсем не в том, что коварные тевтоны готовы бросить на произвол судьбы верных союзников, стоящих на передовой линии обороны от полчищ зловещих орков.

Просто большинство немцев не видят в России никакой угрозы и потому не могут понять, зачем НАТО нужно расширять свои опорные пункты в странах Восточной Европы. Лишь 31% опрошенных разделяет мнение о том, что при нападении России на эти государства альянсу надо придерживаться своих союзнических обязательств перед ними. В исследовании указывается, что «такая сдержанность с высокой степенью вероятности объясняется германским пацифизмом, направленным против любого военного вмешательства за рубежами страны». К этому примешиваются и резонные исторически мотивированные опасения. Посылать бундесвер в страны, которые уже были оккупированы германской армией? Нет уж, лучше не надо! Благоразумие заставляет этих немцев выступать против любых действий, которые могут быть восприняты Россией как провокация.

Вот поэтому 49% опрошенных выступают против расширения баз НАТО на восточном фланге альянса. Правда, 40% немцев поддерживают увеличение натовского военного присутствия у границ России, но при этом многие, как мы видели выше, предпочитают, чтобы это обходилось без их участия.

Показательно, что в этом вопросе сохраняются значительные различия между «старыми» и «новыми» немцами. Если в западных землях Германии за это выступают 42%, то в восточных почти на 10 процентных пунктов меньше – 33%.

Однако результаты опроса, с российской точки зрения, предоставляют поводы не только для радости, но и для серьёзных размышлений. Вот цифры, которые должны насторожить наших любителей порассказать о том, как изжила себя антироссийская пропагандистская кампания, отторгаемая-де западной аудиторией. Если бы так…

Чем же тогда объяснить, что в «дружелюбной по отношению к России» Германии 64% опрошенных считают нашего президента собеседником, не особенно заслуживающим доверия? А 66% негативно оценивают участие России в военных действиях в Сирии? Готов согласиться, что частично это можно объяснить высоким мастерством социологов, готовивших опрос: они умеют задавать вопросы так, чтобы ответ был ориентирован в нужную сторону. Но западная пропаганда, несмотря на очевидную примитивность, добивается своего неотвязным повторением одного и того же тезиса: Россия и всё с ней связанное может быть только плохим или очень плохим. А вода, как известно, и камень точит.

Интересен и ответ на вопрос из сферы энергетики: несмотря ни на какие рассуждения о необходимости диверсификации импорта энергоносителей, 39% по-прежнему придерживаются мнения, что связи между Германией и Россией в этой отрасли позитивны или даже очень позитивны. А ведь именно энергетика стала сейчас той сферой, где между США и Россией, по мнению европейцев, разыгрывается некое подобие «холодной войны».

Да, американцы не скрывают своего стремления вытеснить «этих русских» с европейского энергетического рынка. И это при том, что, если не считать традиционного американского стратегического пустозвонства, ни один серьёзный аналитик не сможет сейчас ответственно прогнозировать объёмы сжиженного природного газа (СПГ), которые могут прибыть в Европу через Атлантику лет, скажем, через пять.

Американцы уверяют, что способны после 2020 года производить 80 миллионов тонн СПГ в год. Но даже если считать, что так и будет, то все ли они пойдут в Старый Свет? Вряд ли. Изрядная часть окажется в Азии, где традиционно привыкли платить за газ больше, чем в Европе. А на этом рынке американцам придётся тягаться не с Россией, а с Австралией.

Даже если в Европу приплывёт половина американского СПГ, не говоря уже о меньших объёмах, Россия все равно останется главным поставщиком газа. Но соперничать США придётся – сю-у-у-рпрайз – с Норвегией и Алжиром, традиционно поставляющими свой газ в приморские страны Европы, а совсем не с Россией.

Если кто забыл, напомню на всякий случай, что собственная добыча в странах Европы уже не один год падает хорошими темпами. И пока ничто не обещает, что эту тенденцию удастся переломить. Так что американская добавка в значительной степени уйдёт на компенсацию этого падения добычи. Да и то, только в том случае, если европейские страны сумеют создать наземную трубопроводную сеть, по которой газ из прибрежных стран пройдёт туда, где он действительно нужен в серьёзных объёмах. Ну не за португальский же или литовский рынок газа намерены США соперничать с Россией…

Постоянные подножки, которые европейские политики – именно политики, а не представители бизнеса – пытаются ставить «Газпрому», могут привести только к одному: поставки газа в Европу будут серьёзно разлажены. И винить в этом надо будет только самих себя, а не «происки Москвы».

Может быть, из этого исходят те почти 40% немцев, которые позитивно оценивают энергетическое сотрудничество Европы и России?

Андрей ГОРЮХИН

№5(110), 2016