Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Бритты забывают дорогу к храму

Бритты забывают дорогу к храму

dop-atheism_
image_pdfimage_print

В последнее время в Англии и Уэльсе многие прихожане утратили христианскую и прочую веру и перешли, если мерить социологическими терминами и статистикой, в категорию атеистов. (см. «Великобритания перестала быть христианской страной», №12(105), 2015).

Подсчитано: в этих двух частях королевства «безбожников» стало намного больше, чем людей с религиозными убеждениями. В 2011 году число тех, кто не причислял себя ни к одной из религий, составляло 25%, но уже три года спустя из стало 48,5%  – почти двукратный рост. Тенденция налицо.

Четыре из каждых десяти граждан, воспитанных в англиканских семьях, на сегодня покинули лоно церкви. Более того, тенденция указывает на бегство от веры. На каждого нового прихожанина англикане теряют по 10 «вероотступников», а католики по 12, поведал «Гардиан» Стивен Балливан, старший преподаватель, читающий курс теологии и этики в католическом университете Святой Марии.

Не стоит оставлять за скобками Шотландию и Северную Ирландию: там наблюдается такой же отток верующих. Среди горцев более половины утратили веру. Если в 1999 году тех, кто не признавал никакую религию, насчитывалось 40%, то сегодня таковых уже  52%. Посещение церковных служб отмечено самой низкой явкой за последние 16 лет.

Это происходит на фоне консолидации мусульманской уммы в островном королевстве, что уже привело к активной гражданской позиции этой конфессии на выборах нового градоначальника Лондона. Впервые на таком посту – как в Британии, так и в Евросоюзе в целом – оказался по воле избирателей сын пакистанских иммигрантов Садик Хан.

Понятно, что избранию подыграл как всегда держащийся в тени британский истеблишмент: его расчет строится на том, чтобы таким образом предотвратить радикализацию мусульманских общин и поспособствовать их интеграции в общество. Это своего рода превентивная мера (см.  «Исламисты взяли на прицел английские школы», №8(90), 2014), чтобы лояльные иммигранты во втором или третьем поколении держали под контролем потенциально нелояльных новых переселенцев, еще не воспринявших культуру толерантности.

Вадим ВИХРОВ

№5(110), 2016