Главная > Финансы & банки > Экономика > Литва в цветах цветной капусты

Литва в цветах цветной капусты

dop-Litva
image_pdfimage_print

Трехдневный бойкот в мае рядовыми покупателями сетевых торговых магазинов в Вильнюсе, в первую очередь, крупнейшей розничной сети Прибалтики под брендом «Максима», был вызван праведным возмущением.

Некий дотошный «народный мститель» поместил в Фейсбуке фотографии ценников на цветную капусту в Литве и в соседних странах, входящих в Евросоюз. Сравнение оказалось не в пользу литовцев. Если у других единоевропейцев этот продукт можно приобрести за сумму в интервале от полутора до 2,30 евро, то дома им предлагают выложить 3 евро 49 центов.

Подсчитав разницу и, видимо, прослезившись, домохозяйки, давно прописавшиеся в социальных сетях, быстро сгруппировались и образовали оппозиционную ассоциацию, объединившую всех, кто недружественно настроен к местным сетевым лавочникам. Ассоциация напоминала ad hoc комитет политического действия. Называлась она «Не пойду в торговые центры в течение трех дней» (Neisiu į prekybos centrą 3 dienas!)

По разным данным, эта фронда вобрала в себя от 30 до 100 тысяч активистов. В социальных сетях появились снимки супермаркетов, лишившихся на эти три дня посетителей.

Сомнительно, что оптовые и розничные торговые точки понесли существенные утраты в денежном исчислении. Но репутационные потери были, равно как и опасения, что локальный взрыв народного негодования может повториться.

Можно догадываться, какими мотивами руководствовалась отвечающая за связи с общественностью, главный «коммуникатор» торговой сети Maxima LT Рената Саулите, когда она решила поднять ставки и придать случившемуся характер заказной провокационной акции. По ее версии, следы мятежа покупателей тянутся за рубеж. Мутят воду, указывая на необоснованно высокие цены, и затем льют ее на мельницу недоброжелателей Литвы, не кто-нибудь, а именно «агенты Кремля». А посему от имени компании госпожа Саулите заявила о намерении привлечь к разбирательству Департамент государственной безопасности (ДГБ).

Вроде бы сильный ход. Любители конспирологических теорий уже радостно потирали руки в ожидании, что славные «гэбисты» выловят российских агентов-провокаторов и даже, возможно, диверсантов. Но поскольку версия пиарщицы Саулите слишком явно смахивала на дешевые экзерсисы в русофобии, да к тому же поднимала скандал в верхний регистр и придавала ему политические обертона, руководство компании поспешило произвести даун-шифтинг, чтобы притушить уличные страсти и охладить внимание прессы.

Слово взял генеральный директор компании Жидрунас Валкерис, дезавуировавший свою подчиненную: «Сообщение о планах Maxima обратиться в Департамент государственной безопасности и другие органы с просьбой расследовать, не вызваны ли дискуссии о дорожающих товарах деятельностью благосклонных к Кремлю сил, – досадная ошибка. Жителям Литвы я приношу искренние извинения за это».

Между тем, яблоком раздора в литовском обществе служит не столько цветная капуста, сколько удорожание жизни. В момент перехода 1 января 2015 года на евро, единая валюта обменивалась на 3,45 лита. С тех пор суммы на ценниках подросли, и за то, что раньше, скажем, стоило 34 лита, теперь просят 34 евро. Почувствуйте разницу!

Если вы пенсионер и получаете свои стандартные 250 евро в месяц, то в зимний период, когда нужно обогревать жилище (если не менее 60 кв. метров – обходится в среднем в 200 евро), то стоит дилемма: на что потратить оставшиеся 50 евро? С учетом того, что на покупку суточного ассортимента только необходимых продуктов потребуется выложить 20 евро.

Неудивительно, что потоки баул-туристов струятся в соседнюю Польшу, где цены на 20-30% ниже. По подсчетам, ежегодно литовские потребители оставляют в польских супермаркетах до 500 миллионов евро.

Вадим ВИХРОВ

Кстати

Пятрас Гражулис, лидер фракции в Сейме правоцентристской партии «Порядок и справедливость», высказал крамолу. А не провести ли в Литве референдум и не спросить ли сограждан: не хотят ли они сдать евро и вернуть старый добрый лит? В преддверии намеченных на октябрь парламентских выборов тема «капустных» революций может стать популярной.

№5(110), 2016