Главная > Финансы & банки > Энергетика > Причем здесь Верди?

Причем здесь Верди?

image_pdfimage_print

В последние недели в специализированных европейских финансово-экономических изданиях и соответствующих разделах обычных газет все чаще стало мелькать слово «Набукко».

Не о знаменитой ли опере Джузеппе Верди речь? Во время ее создания, в 1842 году, его родная Италия еще была расколота на несколько мелких государств, а ее северо-восточная часть, где тогда жил композитор, и вовсе находилась под австро-венгерской оккупацией. Его сочинение, в котором повествовалось о борьбе евреев за национальное освобождение во времена вавилонского пленения, воспринималось его современниками как аллегорический намек на необходимость объединения Италии и борьбу с иностранными оккупантами.

Но опера в данном случае ни при чем. Название «Набукко» дано проекту газопровода, который призван освободить ЕС от того, что в Брюсселе воспринимается как зависимость от российского природного газа.

Проект был впервые сформулирован в 2002 году. Газопровод длиной 3300 км должен был начинаться от восточной границы Турции, пересекать всю эту страну, затем Болгарию, Румынию, Венгрию и заканчиваться в Австрии. По его металлическим жилам должен был прокачиваться газ из Центральной Азии, Азербайджана, а также Ирана и Ирака. Стоимость проекта – 4,6-5 миллиардов евро. Первый этап вступления в строй намечался на 2012 год, а к 2025 году через «Набукко» его инициаторы хотели обеспечивать поставку в регион до 15% потребностей в природном газе, чтобы тем самым сбалансировать 25%, поступающие из России.

Участниками проекта были турецкая компания «Ботас», болгарская «Булгаргаз», румынская «Трансгаз», венгерская МОЛ и австрийская ОМВ. Однако дело с мертвой точки не сдвинулось, прежде всего, из-за отсутствия финансирования. Европейский инвестиционный банк был готов взять на себя львиную долю финансового бремени, но только если будет доказана жизнеспособность «Набукко». Поэтому пока дальше разговоров о важности для ЕС диверсификации источников энергоносителей и маршрутов их транспортировки дело не сдвинулось.

Видимо, проблема как раз в доказательстве жизнеспособности проекта. Россия в лице «Газпрома» готова в какой-то форме в нем поучаствовать, а ключевая страна в «Набукко» – Турция также рассматривает перспективу закачки в газопровод, в том числе, российского газа. Надо также учитывать и геополитические реалии. Об иранском газе пока речи не идет, а когда может пойти, одному Аллаху известно. Ирак пока лучше вообще оставить за скобками. Зато всем известно, что в ближайшие 5 лет «Газпром» закупает весь объем добываемого газа в Казахстане, похожая сделка с Туркменией – на 25 лет, до 2010 он играет важную роль в газопроводной системе Узбекистана и полностью контролирует прокачку через него сырья. Понятно, почему представители Турции стали говорить о российском газе применительно к проекту «Набукко»…

Все более важную роль в определении его судьбы играет Венгрия. Позицию этой страны в ЕС сейчас одни считают слишком самостоятельной и недостаточно озабоченной газовой зависимостью от России, а другие, напротив, воспринимают ее как реалистическую, обеспечивающую свои стратегические интересы в энергетической области, как делают, впрочем, Германия, Италия и некоторые другие страны.

Будапешт решил, не отказываясь от теоретического «Набукко», активно подключиться в плане его дальнейшего развития к реально действующему газопроводу «Голубой поток», уже пришедшего в Турцию. Продолжение ветки предусматривает также движение на Балканы, а Венгрия превращается в этом случае в центр по перераспределению газовых потоков дальше, на Запад Европы.

Министерство экономики Венгрии не отказывается ни от одной идеи, ни от другой. Однако премьер-министр страны Ференц Дюрчань в интервью издающейся в Париже американской газете «Интернэшнл геральд трибюн» недавно расставил все акценты.

«Какой из этих двух газопроводов уже есть? – спросил он. – «Набукко» остается давней мечтой и старым планом. Но нам не нужны мечты. Нам нужны реальные проекты. Проблема «Набукко» состоит в том, что непонятно, какой газ в него будет закачиваться. Если мне это кто-то ясно объяснит, заверит, что к определенному сроку у нас в нем будет газ, – замечательно. Но отапливать дома мы можем только реальным газом, а не мечтами. «Голубой поток» опирается на большое желание и крупные организационные возможности. За ним есть реальные мощности. Я бы был счастлив, если бы можно было диверсифицировать источники энергоносителей. Но нельзя недооценивать имеющиеся риски для Венгрии. Любой премьер-министр проявил бы безумие, если бы не хотел диверсификации или полагался бы на единственного поставщика. Но погоня за мечтой вместо опоры на реалии – еще большее безумие».

Андрей СЕМИРЕНКО

№4(10), 2007