Главная > Дневник событий > Иммиграция > Германия: что глава правительства делает не так

Германия: что глава правительства делает не так

ds-immigrat-German_
image_pdfimage_print

Один из авторитетнейших германских экономистов профессор Ханс-Вернер Зинн считает миграционную политику германского правительства полностью ошибочной. Чтобы было ясно, что это не просто заушательские обвинения, напомним: этот человек не один год входил в число «экономических мудрецов» – группы консультантов, дающих советы германскому правительству, и до 31 марта продолжит возглавлять мюнхенский Институт экономических исследований, известный по сокращенному названию ИФО, где он успешно проработал многие годы.

Но не надо воспринимать его советы как смелые откровения ни за что не отвечающего пенсионера: профессор Зинн всегда и всем говорил то, что считал нужным. А уж сколько от него досталось правительству ФРГ на пике кризиса евро и экономического погрома Греции, это и не передать.

Однако, вернёмся к нашим ба…, ну да беженцам. Что же, по мнению Х.-В.Зинна, делает не так Ангела Меркель? Как могло дойти дело до этого «великого переселения народов»?

Происходящее, по мнению профессора, можно объяснить широким распространением телеинформации о высоком уровне жизни в Европе, небрежной охране границ в ряде стран ЕС и, конечно, радушным приглашением в ФРГ беженцев из охваченных войной регионов, причём, без того, чтобы рассматривать каждый отдельный случай и проверять обоснованность претензий прибывающих. Все это вместе взятое и породило лавину, которую пока не удаётся остановить.

Почему же главной мишенью для приезжих стала именно Германия? Х.-В.Зинн объясняет это тем, что беженцы проходят два этапа. После первого они на время оседают в Турции, но очень быстро по чисто экономическим причинам решают перебраться туда, где приехавшим живётся лучше всего. А самые комфортные условия беженцам предоставляет именно Германия. Там они получают щедрую помощь от социального государства, в котором рынок труда находится сейчас в хорошем состоянии, что порождает у них надежды на получение работы, оплачиваемой по европейским стандартам.

Но ведь ясно, что одна Германия никогда не сможет принять всех желающих в ней обосноваться. Да, соглашается учёный, и потому этот процесс необходимо остановить. Если из стран, объятых гражданскими войнами, все желающие решат перебраться в Европу, то предел технически и социологически возможного будет быстро достигнут. В одной Нигерии живет 170 миллионов человек, а во всех странах Африки – 1,1 миллиарда, и гражданские войны кипят там во многих странах. Уже по одному этому можно утверждать, что германская интерпретация Женевской конвенции о беженцах, как соглашения, предоставляющего всем желающим право на получение убежища, может завести нас слишком далеко, полагает профессор Зинн. Надо оказывать помощь людям непосредственно в их странах или хотя бы соседних государствах, где жизнь беженцев будет в безопасности.

В то же время, ученый считает, что по чисто демографическим причинам ФРГ нуждается в притоке образованных иммигрантов, но надо не открывать ворота для всех без разбора, а фильтровать поток в соответствии с твердо установленными критериями.

Особый вопрос – это беженцы, преследуемые по политическим мотивам. Их ФРГ должна принимать на особых условиях, что объясняется историческими причинами. Однако дело в том, что под эту категорию подпадает всего лишь 0,7% тех, кто приехал в ФРГ за последний год. То бишь, это число равно притоку эмигрантов примерно за два календарных дня.

Рассматривая экономические последствия наплыва беженцев в Германию, профессор поддерживает вполне очевидный тезис: уже сейчас это стало огромной нагрузкой на все социальные институты республики. Дело усугубляется тем, что прибывшие с последней волной мигранты из регионов, где идут военные действия, имеют худшее образование и профессиональную подготовку, поэтому их содержание обойдется заметно дороже.

А как же быть с тем, что экономика выиграет от притока дешёвой рабочей силы, который позволяет беззастенчиво занижать заработки германским работникам? Профессор Зинн считает, что это самообман, поскольку весь выигрыш экономики будет практически равен тем потерям, которые понесут все, кто будет вынужден конкурировать с беженцами. В остальном неравенство будет больше, а нагрузка на социальное государство – выше, говорит он.

Насколько велика будет эта дополнительная нагрузка? Х.-В.Зинн подчеркивает, что сейчас в Германии циркулирует много различных цифр и подсчётов, которые не стоит воспринимать всерьез. Профессионально состоятельными можно считать выкладки, сделанные профессором Фрайбургского университета Берндом Раффельхюшеном, видным экспертом в сфере анализа фискальной и социальной политики. Его вывод таков: один миллион беженцев в длительной перспективе потребует затрат, эквивалентных новому увеличению государственного долга ФРГ на 450 миллиардов евро.

Что же касается демографических выгод, то они в известной мере просматриваются: беженцы в большинстве своём молоды и теоретически могли бы платить отчисления в пенсионный фонд. Но это лишь одна сторона дела. Большинство «понаехавших» весьма скверно образованы, а значит, и зарабатывать они будут немного, и их взносы и отчисления далеко не компенсируют тех средств, которые они получат из общегосударственного котла. Тот же доктор Раффельхюшен уже подсчитал, что приток низкоквалифицированных мигрантов способен только усугубить проблемы стареющего социального государства.

Сколько же должно пройти времени, прежде чем эти мигранты из активных потребителей социальных благ смогут превратиться в плательщиков, способных подставить плечо нуждающимся согражданам? Подсчёты показывают: чтобы прибывшие достигли уровня уже давно живущих в стране мигрантов, должно пройти 6 лет. Но успешной интеграцией это можно назвать только в шутку. Профессор Зинн считает, что полная экономическая интеграция, то есть получение мигрантами такого дохода, который соответствует среднему доходу коренного немца, чтобы их проживание в стране не стоило государству дополнительных расходов, реально произойдет не раньше чем в третьем поколении. Чтобы почувствовать, каким может быть этот временной промежуток, профессор Зинн предлагает обратить внимание на то, как сейчас живут в Германии внуки турок, которые приехали в страну в 60-70-х годах прошлого века. Некоторые из них сумели кое-чего добиться, но многим это оказалось совершенно не под силу.

Квалификация большинства вновь прибывших беженцев на германском рынке труда не может восприниматься всерьез, отмечает учёный. Большинство из них можно смело отнести к категории функционально неграмотных, то есть неспособных осилить простейшие операции вроде заполнения квитанции в банке, а также решать тому подобные повседневные задачи.

Еще в 2011 году, то есть задолго до подъёма последней волны мигрантов, проведенные тесты показали, что две трети «понаехавших» не дотягивают даже до уровня ПИЗА-I, считающегося минимально необходимым для жизни в современном европейском обществе.

Исходя из сказанного, Ханс-Вернер Зинн выносит свой вердикт: не соответствующая сегодняшним реалиям миграционная политика нынешнего правительства ФРГ дестабилизирует германское общество, раскалывает Европейский Союз и создаёт угрозу того, что Анкаре будет дан в руки лом, которым она вскроет для себя двери в Союз.

Андрей ГОРЮХИН

№3(108), 2016